Польша осталась без политической элиты

10.04.2010, 16:10

Видеосюжет: Степан Зайцев
Видео программы «Сегодня»

Президентский Ту-154 отправился из Варшавы около 10 утра, а в 10:50 минут при заходе на посадку рухнул. Погибли все.

Президент Польши вместе с официальной делегацией направлялся в Смоленск, чтобы почить память погибших в Катыне. Борт №1 пропал с экранов радаров около 11 часов утра. Лайнер разбился при заходе на посадку всего в нескольких сотнях метров от аэродрома.

Информацию обобщил Степан Зайцев. Репортаж НТВ.

От Варшавы до Смоленска около 800 километров, лететь чуть больше часа. Президентский Ту-154 отправился из Варшавы около 10 утра (если считать по Москве), а в 10:50 минут при заходе на посадку рухнул, не дотянув 300 метров до взлетно-посадочной полосы аэродрома Северный в Смоленске.

С утра над городом установился густой туман, и аэродром фактически не работал. Как сообщается, диспетчеры предлагали польским пилотам посадить машину в Минске или в Москве, но те отказались. Как сообщают местные власти, лайнер несколько раз заходил на посадку, четвертая попытка оказалась роковой.

Впрочем, в отношении самолетов столь высокопоставленных персон существует практика, когда окончательное решение принимается не пилотами, а напрямую первыми лицами государства. По предварительным данным Генпрокруатуры, в условиях плохой видимости лайнер зацепился за верхушки деревьев, потерял управляемость и рухнул на землю. Впрочем, сейчас следователи рассматривают все возможные версии произошедшего: ошибка пилотов, неблагоприятные погодные условия, технические неполадки. Уголовное дело заведено по статье «Нарушения правил безопасности движения воздушного транспорта».

Известно, что оба президентских Ту-154 эксплуатировались уже почти 20 лет и построены были еще в Советском Союзе. На этих лайнерах летали и Войцех Ярузельски, и Лех Валенса, и Александр Квасьневский — то есть каждый президент Польши постсоветского периода. Но в последние годы техническое состояние лайнеров не раз вызывало опасения специалистов.

Сообщения о неполадках на борту главы государства стали регулярно попадать в прессу. Например, в декабре 2008-го в Монголии на 20-градусном морозе самолет просто не завелся, а Качиньский торопился в Японию, и лететь ему пришлось обычным чартерным рейсом. В сентябре прошлого года одновременно вышли из строя оба президентских лайнера, и в Нью-Йорк Качиньскому пришлось лететь обычным регулярным рейсом. При этом менять устаревший воздушный флот руководство Польши отказывалось, ссылаясь на то, что в казне нет денег.

На борту разбившегося сегодня лайнера находилась, конечно, далеко не вся, но значительная часть политической элиты Польши: начальник генштаба войска польского Франтишек Гонгор, госсекретарь канцелярии президента Павел Випич и ее начальник Владислав Стасяк, глава национальной безопасности Александр Щигло, замминистра иностранных дел Анджей Кремер, посол Польши в России Ежи Бахр, депутаты польского сейма, религиозные лидеры. Вместе с Лехом Качиньским погибла и первая леди республики Мария Качиньская.

Делегация направлялась в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях, посвященных 70-летию расстрела в Катынском лесу польских военнопленных. Как только известие о крушении президентского самолета дошло до тех, кто уже собрался в мемориальном комплексе Катынь, там началась поминальная служба.

Люди с трудом сдерживали слезы. Среди погибших в авиакатастрофе не только политики и чиновники, там были представители общественной организации «Катынские семьи» — дети и родственники тех, кто был расстрелян под Смоленском в годы сталинских репрессий.

Читайте также