«Потерянный рай» Америки в Москве

10.04.2010, 08:11

Видеосюжет: Алексей Ивлиев
Видео программы «Сегодня»

В Москве открылась выставка известного американского фотографа Энтони Сво «Потерянный рай».

Столичной публике показали «Потерянный рай» — выставку известного американского фотографа Энтони Сво, который 10 лет, по собственным словам, фиксировал движение Соединенных Штатов от процветания к кризису. Сво пригласили в Москву организаторы фотобиеннале.

Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев встретился с автором на открытии экспозиции.

Энтони Сво, фотограф: «Я хочу поблагодарить тех людей из России, кто выставил мои фотографии. Для Америки они слишком „горячие“».

Одна из самых первых работ Энтони Сво: жены техасских сторонников Джорджа Буша проверяют, как сидят на них платья перед инаугурацией американского президента. В 2001 году, когда он начал снимать, Америка — единственная супердержава, процветающая во всех областях. Спустя десять лет от этого благополучия не осталось и следа, утверждает американский мастер. В качестве доказательства приводит свои фотоработы из цикла «Потерянный рай. Америка во время кризиса».

Энтони Сво: «От былого великолепия ничего не осталось. Средний класс переживает самые тяжелые времена: нет работы, нечем платить за свои дома, крах банковской системы. Америка сейчас и в политическом, и в экономическом, и в моральном плане полный банкрот».

Гробы, плывущие по реке в Луизиане после урагана «Катрина». Акции протеста безработных. Антивоенные митинги. Восторг молодежи на конкурсе «Мисс мокрая майка». В США потому и выбрали Обаму, что надеялись — все изменится. Но этого не произошло, утверждает Сво. Средний американец его работы бы принял, считает фотограф, потому что разочарован итогами десятилетия, но увидеть их могут пока только россияне.

Об этой выставке ее российские устроители мечтали более 20 лет: собрать под одной крышей столь звездный состав, да еще работающих в столь разных направлениях! Эта фотовыставка станет событием года.

Этажом ниже зритель попадает совсем в другой мир. Здесь ни людей, ни движения, ни одного намека на политику. И вещь на фото вроде заурядная — монстры индустриализации. Заводы, доменные печи, водонапорные башни и еще сотни объектов тяжелой промышленности. Но выглядят так, словно это дворцы или церкви. Индустриальные археологи так именуют основоположников этого жанра Бернда и Хиллу Бехер. Они стали классиками много десятилетий назад.

Ольга Свиблова, директор музея Московского дома фотографии: «Перед наступлением уже постиндустриальной революции немецкое государство решило сохранить память о царстве и эпохе индустриальной революции. Индустриальные объекты на рубеже XIX — XX веков строились как храмы. Потому что люди верили в индустриальную революцию, в то, что машины перевернут мир».

На открытие выставки пришло столько зрителей, что увидеть сами работы было сложно, но устроители уверены: за месяц с экспозицией смогут ознакомиться все желающие. Даже те, кто до открытия выставки был далек от фотоискусства.

Читайте также