В Ленобласти на зараженные радиацией земли Минобороны может проникнуть любой грибник

14.08.2017, 18:51

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Советское наследие дореволюционного Форта Ино в Ленобласти оставило потомкам радиационный фон, превышающий допустимый уровень в сотни раз. 60 лет назад в этих живописных местах, полных ягод и грибов, военные работали над созданием боевых радиоактивных веществ.

Историей создания оружия массового поражения (боевых радиоактивных веществ) и оставшегося от них опасного наследия Виктор Терёшкин занимается больше 25 лет. Эту местность в поселке Песочное, где на территории воинской части в 50-х годах захоранивали отходы БРВ, журналист изучил досконально. Всё это время эколог просит, требует надежно закрыть доступ в зону.

Как передает корреспондент НТВ Катерина Правдина, о том, что проход на эту территорию когда-то был запрещен, можно догадаться по бетонным столбам, обтянутым колючей проволокой. Местами она, действительно, представляет реальное препятствие. Но здесь, куда ведет уверенная тропинка, пройти можно совершенно свободно. Туристы, грибники, может, даже не осознают, что, пересекая эту границу, они оказываются в зоне радиационной опасности.

То, что территория загрязнена радионуклидами, подтверждает профессиональный дозиметр Алексея Щукина. Эксперт-атомщик, экс-начальник службы радиационной безопасности, 40 лет отработавший в Росатоме тоже не впервые фиксирует в этих лесах Финского побережья повышенный фон. Самые страшные цифры устройство показывает, когда его настраивают на замеры альфа-частиц.

Алексей Щукин подозревает, что такой фон здесь дает плутоний-239, период полураспада у которого 24 тысячи лет и который сейчас из земли на поверхность вытягивают деревья.

О радиационной угрозе, хранящейся за первым рядом истлевшей колючки, журналист узнал в 1991 году от капитана Бронзова, служившего в центральной научной лаборатории радиационной, химической и биологической безопасности ВМФ. Спецотдел в поселке Песочное — ее структура.

Военная прокуратура проверяла спец тдел еще в 2004 году. Тогда же о работах над БРВ НТВ рассказывали бывший дозиметрист 15-го направления секретного института Владимир Бордуков и экс-научный сотрудник Виктор Матюхин, хранивший зашифрованную рецептуру вещества. Эти сведения, по-прежнему под грифом «совершенно секретно».

Но сегодня разумно никто и не просит раскрыть гостайну. Разумным, кажется, требование сделать всю территорию недоступной для туристов. После похода с журналистом и экспертом-атомщиком мы еще раз прошли этим маршрутом. Уже с военными.

Представители ЗВО говорят, что в конце 90-х территорию спецотдела детально обследовали, в том числе на наличие альфа-частиц. Не нашли. Поэтому уверены: сегодня появиться здесь они могли, если только кто-то принес их сюда специально.

Подробнее — в специальном репортаже НТВ.

Читайте также