«Человек-глыба»: в Петербурге простились с народным артистом Виктором Смирновым

14.08.2017, 18:14

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Один из ведущих актеров Александринского театра Санкт-Петербурга скончался 12 августа после продолжительной болезни. Сегодня Виктора Смирнова похоронили на Серафимовском кладбище.

Коллеги называли Виктора Смирнова «Человеком-глыбой», имея в виду, конечно, не столько внешние данные, сколько внутреннюю силу.

Галина Карелина, народная артистка РСФСР, актриса Александринского театра: «Он был потрясающий актер. Он оказывал влияние не только на меня, но, по-моему, и на город, и на Россию».

Широта души актера подкупала всех: от партнеров по сцене до журналистов. Смирнов никогда не отказывался от интервью. Но рассказывая даже о серьезных вещах, например, о работе Бруно Фрейндлиха над образом Гамлета, всё же не мог удержаться от иронии.

Все, кто знал Виктора Смирнова, отмечают, что он обладал потрясающим чувством юмора. Виктора Фёдоровича легко можно было рассмешить на сцене, особенно если кто-то из партнеров путал классический текст пьесы. Потом эти эпизоды превращались в настоящие актерские байки, которым у Смирнова не было конца.

Впервые в кино Виктор Смирнов появился в 1980-м, сыграв в фильме «Крутой поворот». Его могучая фактура как нельзя кстати пригодилась и Сергею Бондарчуку для фильма «Борис Годунов». Но вот главных ролей актеру почему-то не доставалось. Однако и во второстепенном персонаже Смирнов мог так характерно сверкнуть, что не заметить его критики просто не могли.

В перестроечном фильме Владимира Хотиненко «Зеркало для героя» сюжет напоминает «День сурка», а комизм персонажа Смирнова товарища Тюкина заключался в том, что в каждой новой сцене ему приходилось встречать главного героя как в первый раз.

Актер был востребован и современным кино. В фильме «Ликвидация» невозможно не поверить его начальнику Одесского угрозыска. Но последние 30 лет главным в жизни Смирнова оставались подмостки Александринки.

Александр Чепуров, доктор искусствоведения, заместитель художественного руководителя Александринского театра: «Он дебютировал ролью Пугачёва. Затем он играл такие роли как Гамлет с одной стороны, а с другой стороны, Городничий в „Ревизоре“». Вот такой был диапазон.

С приходом в театр Валерия Фокина Смирнову в трагедии Шекспира удалось создать еще один образ — Полония. Последнее время Виктор Смирнов болел. В быту народного артиста оберегали как могли. Но выходя на сцену, он чувствовал прилив сил.

В последний раз зрители его видели 17 июня в спектакле «Баня» по Маяковскому. И коллеги надеялись, что с никогда не унывающим Виктором Фёдоровичем откроют и новый сезон.

Читайте также