Талант живописца оценили спустя годы

08.04.2010, 14:28

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Супруга художника Льва Овчинникова решила выставить работы своего супруга, работавшего едва ли не во всех жанрах изобразительного искусства.

В Петербурге возрождается советский опыт квартирных выставок. Работы Льва Овчинникова — уникального художника, работавшего во многих, если не сказать во всех жанрах, решила выставить его супруга. Все кто знал мастера, говорят о его необыкновенной работоспособности.

Живописец, график, скульптор, последний корифей классической обрезной гравюры. Всего он создал несколько тысяч работ. Понятно, что квартира смогла вместить лишь часть наследия.

На выставке побывал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В эту обычную, на первый взгляд, квартиру так же, как и в любую другую приходят гости. Но два дня в неделю они становятся посетителями музея. Хозяйка освоила профессиональные навыки экскурсовода. История каждой картины или гравюры Зое хорошо известна. Создатель живописи Лев Овчинников был ее супругом.

Зоя Овчинникова, вдова художника Льва Овчинникова: «Пароходы волжские, частушки волжские: „Пароход плывет по Волге, трубы зеленеют,// Сидит Машка без билета, на себя надеется“».

Почему Зоя Овчинникова открыла двери собственной квартиры для тех, кому интересно творчество художника, вполне понятно. Работы мастера должны обязательно быть доступными. А постоянно действующая выставка в квартире, где жил живописец, — лучшее решение.

Зоя Овчинникова, вдова художника Льва Овчинникова: «Стены помнят его. Так много работ здесь не была. Была коммунальная квартира. Поэтому много работ просто не могли хранить. И когда нам отдали вторую комнату, я считаю, что это судьба Льву улыбнулась».

Одна из главных тем больших полотен Льва Овчинникова — русский север. Его портреты выписаны словно по законам старой иконописной школы. Искусствоведы называют художника создателем особого течения в символическом реализме, в основу которого заложены принципы условности и гротеска.

Сотрудник Русского музея Лев Мочалов объясняет определенное значение предметов на каждом полотне. Как светец для лучины, изображенный в виде распятия.

Лев Мочалов, искусствовед: «Икона, распятие, которое читается как крест-светец. Богоматерь и далее изображение семьи. Это начинается новый цикл сакранизации. Того, что было недавно».

Художник умел передавать пространственную иллюзорность древних народных традиций языком современного искусства. Творчество Овчинникова по признанию одного из сотрудников Русского музея сопоставимо с крупнейшими мастерами прошлого. Правда, в советское время картины были запрещены к публичному показу.

Гравюра, созданная к 50-летию Октября, была признана идеологически вредной. Худсовету не понравились современные крепкие деревенские парни, слишком революционно настроенные. А петух вообще — символ огня и поджога. В союзе художников это расценили как слишком своевольное поздравление партии.

У Льва Овчинникова запрещали даже детские работы. В 60-х годах выставком одного из издательств не принял Конька-Горбунка. Художнику, хорошо знавшему деревенскую жизнь, указали на то, что на коне так не сидят.

«Это же сказка», — оправдывался Овчинников. «А почему ноги прямые?» — не унимались в комитете. — «Он же Иван-дурак». Ему ответили: «Захочешь кушать — ноги подогнешь».

Овчинников ноги так и не подогнул. Работы на тему русских сказок он делал для оформления детских садов. А живопись почти не продавал. И не отдавал музеям, зная, что понимание его художественного видения обязательно придет к людям лет через 40–50 после создания картин.

Читайте также