Над «студебекером» невластно время

06.04.2010, 19:11

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Автомобильные символы Великой Отечественной войны прошли техосмотр во Фрунзенском районе.

Автолюбители, оказавшиеся сегодня во Фрунзенском районе, стали очевидцами необычного зрелища. 65-летний «студебекер» (Studebaker) и 70-летний «виллис» (Willys) терпеливо стояли в пробках в утренний час пик. Символы Великой Отечественной войны ехали на техосмотр. Как современные приборы отреагировали на раритеты?

Об этом в репортаже корреспондента НТВ Виктора Черногуза.

На улице Бухарестской, увидев этот грузовик, тормозили даже рейсовые автобусы. Казалось, такая техника теперь только в кино снимается. Но нет: этот «студебекер» ехал на техосмотр. Владелец машины по пути размышлял, соответствует ли военная классика нынешним нормам.

Сергей Демидовский, коллекционер автомобилей: «Существует целая серия специфических звуков, трансмиссия, тряска, рычажный военный амортизатор. То есть суровый армейский автомобиль».

На станцию техосмотра «студебекер» приехал в сопровождении другого символа Великой Отечественной — джипа «виллис». Сотрудники ГИБДД у внедорожника фотографировались активнее. А зря: «студебекер» в России машина гораздо более редкая.

Этому грузовику 65 лет. Он ровесник Победы. Тем удивительнее, что сохранился и номер двигателя, и клеймо на раме. Первый тест — визуальный осмотр — «студебекер» прошел. Ржавчины нет, поворотники работают. И только с дальним светом вышла заминка.

В Петербург этот грузовик прибыл из Новой Зеландии водным маршрутом, обогнув полмира. Там он работал на местном аэродроме. Сделан этот экземпляр был в 1945-м. И в Великой Отечественной поучаствовать не успел. Но, возможно, именно поэтому грузовик сохранился в отличном состоянии. И представляет собой точную копию тех самых ленд-лизовских «студебекеров».

Пусть это звучит непатриотично, но именно «студебекер» — самая популярная машина Великой Отечественной, особенно к концу войны. В советскую армию таких грузовиков поставили больше 100 тысяч.

«Студебекер» был любимцем фронтовых шоферов по нескольким причинам. Во-первых, проходимость. Здесь три ведущих моста. Во-вторых, как написали бы сейчас автомобильные критики, мультифункциональность. В «студебекере» можно было перевозить людей, грузы (до пяти тонн). На базу «студебекера» ставилась же и «Катюша» — знаменитое оружие Второй мировой.

В военных хрониках «студебекер» часто на переднем плане. Он воевал на всех фронтах и участвовал в главных операциях Великой Отечественной. Новые машины в СССР доставляли через Тихий океан и по Баренцеву морю.

Характерная деталь: к каждому «студебекеру» полагалась кожаная куртка — подарок от американских трудящихся. До рядовых Красной армии куртки, правда, не доходили. Но в советской армии ездить на «студебекере» все равно было большой честью.

Осмотрев внешне, грузовик отправили на стенд, чтобы проверить тормоза и уровень выхлопных газов. Казалось, этот тест «студебекер» точно не пройдет. Ведь модель была разработана 70 лет назад, когда об экологии думали мало. Но военная техника не подвела и на этот раз.

Еще через полчаса этот вывод — 65-летний грузовик годен для движения по современным дорогам — подтвердили и официально.

Сергей Демидовский, коллекционер автомобилей: «„Студебекер“ годен до апреля 2011 года».

Уезжающий «студебекер» сотрудники ГИБДД провожали задумчивыми взглядами.

Владимир Хватов, начальник станции МОГТО и РАС ГИБДД — 2: «Такие автомобили на маршах, пробегах в плотном транспортном потоке будет видеть тяжело. Шарахаться будут».

Впрочем, понятно, что ездить на такой машине на работу никто не будет. В том числе и из практических соображений. Во-первых, слишком дороги запчасти. Оригинальные приходится заказывать в Европе. Во-вторых, расход топлива у «студебекера» — 50 литров на 100 километров. Правда, бензин самый дешевый — 76-й.

Читайте также