Без вести не пропали

31.03.2010, 19:15

Видео программы «Сегодня»

Открыт свободный доступ к «Саксонским мемориалам» — так называется база данных о 740 тысячах советских военнопленных, умерших в лагерях Третьего рейха, и о 10 тысячах немцев, погибших в ГУЛАГе.

Сегодня в Интернете открыли свободный доступ к «Саксонским мемориалам» — так называется база данных о 740 тысячах советских военнопленных, умерших в лагерях Третьего рейха, и о 10 тысячах немцев, погибших в ГУЛАГе. Эти сведения около 10 лет собирали российские и германские историки.

До сих пор точно неизвестно, сколько всего советских солдат и офицеров находилось в руках вермахта. Обычно называют цифру в четыре с половиной миллиона. Больше половины погибли от эпидемий, голода и непосильного труда. Вернувшиеся если не попадали в советские лагеря, навсегда причислялись к категории неблагонадежных.

Корреспондент НТВ Егор Колыванов изучил опубликованные документы.

Электронная база данных советских военнопленных, погибших в немецких лагерях, стала итогом десятилетнего сотрудничества российских архивов и организации «Саксонские мемориалы».

Клаус-Детер Мюллер, директор объединения «Саксонские мемориалы»: «Советские военнопленные — это вторая огромная группа жертв нацизма, около трех миллионов умерших советских военнопленных».

«Были ли вы или ваши родственники в плену» — этот пункт присутствовал в кадровых анкетах вплоть до распада Советского Союза. Сталин приравнял военнопленных к предателям, и эту установку до конца не смогла переломить даже хрущевская оттепель. После победы над фашисткой Германией все учетные документы трудовых и концентрационных лагерей вывезли в СССР.

Игорь Пермяков, начальник Центрального архива Министерства обороны РФ: «И карточки эти передавались именно по месту рождения или призыва в ту местность, где он был. Если он был казах, то передавали их в Казахстан».

То, что документы хранятся в разных ведомствах и даже в разных регионах, значительно усложняло создание единой базы. Документы — это сшитые в дела или по отдельности листы картона с фотографиями и личными данными военнопленного.

Сергей Мякушев, кандидат исторических наук, специалист-эксперт Федерального архивного агентства: «Например, в документе может быть указан домашний адрес человека, что он жил в Киеве на Крещатике, в доме 42. Для родственников увидеть, как выглядел твой отец или твой деде в плену, это, наверное, самое ценное, что есть в этой карточке».

Каждую такую учетную карточку сканировали. И чтобы не было ошибок, один и тот же документ переводили с немецкого и расшифровывали два разных человека.

Павел Плотников, директор департамента маркетинга корпорация «Электронный архив»: «И только при 100% совпадении, информация попадает в базу данных».

В базе данных хранится информация о 750 тысячах советских военнопленных, но поскольку на каждого человека порой приходилось по несколько учетных карточек, то получилось, что в общей сложности было оцифровано 3,5 миллиона документов. Над расшифровкой документов работали две тысячи человек. Педантичные немцы заводили специальные карточки для регистрации побегов.

Александр Радченко, директор департамента по работе с архивами корпорации «Электронный архив»: «Мне попалась однажды карточка персональная, в которой человек пытался бежать из плена восемь раз, восемь раз его поймали».

Сейчас база данных военнопленных уже доступна в Интернете по адресу www.dokst.ru.

Александр Харитонов, старший научный сотрудник документационного центра объединения «Саксонские мемориалы»: «Когда мы нажимает на плюс, то там мы даем дату смерти и ту информацию, которая не может привести к ущербу человеку».

Оставшаяся в секрете информация — это особые отметки в личном деле, которые могут быть неправильно истолкованы. Например, такая строка: «переведен в Гестапо» означает, что пленного перевезли из трудового лагеря в концентрационный, где он, скорее всего, умер. Полную информацию могут получить только потомки, доказавшие родство. Недавно такие копии документов получили жители Челябинска.

Конечной точкой работы с документами должно стать установление места захоронения военнопленного. Для тех, кто захочет навестить могилу погибшего родственника, немецкие власти выдают особые бесплатные визы.

Читайте также