Мастер декорации: в Петербурге вспоминают художника-постановщика Владимира Светозарова

08.08.2017, 18:27

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Исполнилось 40 дней со дня смерти народного художника РФ Владимира Светозарова. Его называют символом ленинградского стиля в кинематографе, создавшим десятки фильмов, которые стали всенародно любимыми и знаковыми. Среди них «Ключ без права передачи», «Собачье сердце», «Тарас Бульба».

Владимир Светозаров всегда был особенно внимателен к деталям. Вещи, подобранные художником для съемок, не просто играли, а порой выстреливали в кадре. В прямом и переносном смысле.

Когда Владимир Бортко приступал к созданию фильма «Тарас Бульба», Светозаров узнал, что в главной роли утверждены звездные актеры, а вот остальное за ним, за художником-постановщиком. Как признавался сам Владимир Иосифович, он пришел в ужас — нужно создать подлинный XVI век в кадре.

На самом «Ленфильме» можно найти вещи XIX века, где-то в городе — XVIII, но где взять все остальное? Тем не менее в ту Запорожскую сечь, которую создали по эскизам Светозарова, веришь. Киногруппе осталось только приехать и снять.

Владимир Бортко, режиссер-постановщик, народный артист России: «Он был абсолютно достоверен, стопроцентно достоверен. Уж где его конек — это абсолютная достоверность. Когда он попадал на свои любимые советские годы — 1950–1960 годы — это он умел делать очень здорово. Он чувствовал время, запах времени. Это замечательно».

Бортко вместе со Светозаровым снял девять фильмов. В том числе и «Собачье сердце». Как подчеркивает режиссер, киногруппа работала не в 20-е годы, в разруху в Коломенском переулке в Москве, а в Ленинграде в конце 80-х.

Также с любовью Светозаров обживал мир героев Алексея Германа в фильме «Хрусталёв, машину!». Одно время на «Ленфильме» даже пересказывали анекдот. Что объединяло Германа и Бортко, которые одновременно снимали фильмы в разных павильонах студии? Один художник-постановщик! И оба кричали, где Светозаров.

То, чему учил Светозаров, отличало его самого, ощущение стиля, безупречный вкус и бесконечная преданность профессии. Наверное, поэтому фильмы выигрывали не только и не столько благодаря режиссерским и операторским приемам, но и художнику картины. В «Афганском изломе» снимали Таджикистан и Сирию, и это заслуга Светозарова, что всё было похоже и передавало настроение, отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Читайте также