Петергофские скульптуры золотят дыханием

25.03.2010, 14:20

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге завершают реставрацию фигур знаменитого фонтана «Большой каскад».

В мастерских Петербурга завершается реставрация фигур «Большого каскада» Петергофа. 12 ваз и 14 скульптур полностью позолотят в рекордные сроки. В мастерские их доставили в начале февраля.

Золочение проводится так называемым тяжелым золотом. Сусальные листы немного толще обычных. Вероятно, на выбор повлияла дата последней реставрации. Прошлый раз фигуры обновляли в 1995 году.

О том, как идут работы, — в репортаже корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

В реставрационной мастерской скульптуры «Большого каскада» приобрели необычные цвета: оранжевый, желтый и с бронзовым отливом. Оказывается, это разные промежуточные стадии сложного процесса золочения. Всего необходимо нанести семь предварительных слоев.

Александр Бережной, директор реставрационной мастерской: «Это свинцовый слой сурик с олифой, потом он сохнет, шпатлюется и видно, что шпатлевка обрабатывается. Дефекты многие, которые были, убираются».

На скульптуре «Германика» можно увидеть те самые литейные дефекты. Они образовались в результате отлива бронзовых изваяний в 1800 году. Когда делались копии изображений римских богов, мастера уже предполагали, что покрывать их будут специальными красками перед золочением. Поэтому дефекты не устраняли.

Но среди 13 фигур есть две — Цереры и Юпитера — очень тонкой работы французского мастера Гастклу. Специалисты говорят: все дело в восковой модели. Но позолотчики все равно доведут фигуры богов до идеала. За 12 часов до золочения наносится лак мордан. Главное чтобы этот слой не пересох. Сусальное золото словно утопает в лаке.

Наталья Михайлова, реставратор-позолотчик: «Мы отрезаем кусочек, фукаем и приклеиваем. Это называется на фук. То есть дыханием мы этот слой немного разжижаем».

Тогда скульптуры получаются словно отлитые целиком из драгоценного металла. Такого сочетания золота, фонтанирующей воды и архитектурных приемов больше в мире нет.

Тамара Носович, заместитель генерального директора ГМЗ «Петергоф»: «Об этой красоте знают во всем мире, говорят во всем мире. Многие рассказывают о том, что самое первое впечатление от „Большого каскада“ они получили в самом раннем возрасте. И, конечно, это была сказка, и эту сказу мы хотим сохранить».

Последний раз скульптуры восстанавливали 15 лет назад. За это время позолота успела местами сойти. Один из главных врагов — песок. При порывах ветра он царапает фигуры словно наждачная бумага.

Антон Папировский, консультант-реставратор: «Облака пыли поднимаются из-под идущих автомобилей, сносятся ветром. К сожалению, на сегодняшний день это не только песок. Это и всевозможные химические реагенты».

Жесткая вода в фонтанах — это природная данность. Ропшинские высоты, откуда берут свое начало источники, известняковые. Нынешняя реставрация особенно тщательная. Мастерам удалось так очистить скульптуру от исторического налета, что можно рассмотреть фактуру перьев орла в скульптурной композиции «Ганимед».

И надпись «Антиной» теперь читается, ее было не видно. И Венера Каллипига, что в переводе с греческого — рассматривающая нижнюю часть спины, явно похорошела. Хотя ее после тщательной обработки лишь покрыли свинцовым суриком.

Статуи Меркурия и Венеры Медицийской уже позолотили. Знакомые всем петербуржцам и туристам знаменитые скульптуры непривычно видеть вне «Большого каскада». Реставрация должна завершиться к началу мая, когда традиционно начинают работать фонтаны ко Дню Победы. А в этом юбилейном году открытие сезона должно быть особенно торжественным.

Читайте также