Горькая история порочного семейства

23.03.2010, 10:11

Видео программы «Сегодня»

На сцену МХТ имени Чехова выйдет «Васса Железнова», а она в российских театрах гостья нечастая.

На сцену МХТ имени Чехова выйдет «Васса Железнова», а она в российских театрах гостья нечастая. По-своему увидел историю этой героини Горького Лев Эренбург — режиссер, который слывет любителем эпатажа и радикальных экспериментов.

Корреспондент НТВ Илья Бухтуев отправился на генеральный прогон спектакля.

У Горького один из диалогов в пьесе происходит не ванной комнате, а в кабинете. С текстом тут вообще не церемонились, что показалось ненужным — вырезали, а чего не хватило — придумали и добавили.

Впрочем, ставит пьесу режиссер, кредо которого следовать не букве, а духу произведения, и не ради бережного обращения к оригиналу. Вассу Железнову — владелицу заводов, пароходов, как бы сейчас сказали, бизнесвумен, играет Марина Голуб. Ей веришь, когда она в антракте признается, что эта роль ее съела. Актриса имеет в виду, что отдаться образу пришлось целиком и полностью, в противном случае ничего не вышло бы.

Марина Голуб, исполнительница роли Вассы Железновой: «Я гораздо мягче в жизни, я немножко другая. Но теперь я такая. Иногда пугаюсь своего собственного голоса. Я как-то приехала в театр, говорю, что хочу побыть на втором этаже. А мне говорят, что там мужская гримерная. Я спрашиваю: кто может не разрешить? Тогда я поняла, что во мне живет Васса».

Всего понемногу — смеха, плача, крика, камерных сцен. Тема классовой борьбы, ради усиления которой Горький переписывал «Вассу», почти не затрагивается. Под лупой лишь оно — порочное семейство, в котором пьянство молодых сестер — явление обычное, а измены не влекут угрызений совести, вызывая только дикий смех.

Лев Эренбург, режиссер спектакля «Васса Железнова»: «Это история потери души, потери бога. Это если, так сказать, огрублять».

Ставить «Вассу Железнову» в МХТ позвали Льва Эренбурга. Он создал в Петербурге театр с хулиганским названием Небольшой драматический, был удостоен «Золотой маски» за спектакль «Гроза».

Всю жизнь проработав в андеграунде, Эренбург впервые попал с тиски классического театра. Отдавая должное игре актеров, он деликатно молчит о границах свободы, которые наверняка были очерчены руководством МХТ.

Режиссера Льва Эренбурга часто упрекают в том, что он много внимания уделяет натурализму физиологии. «Васса» исключением не стала. Персонажи спектакля очень часто бегают по сцене в нижнем белье, ругаются, домогаются друг друга, справляют нужду. Но в этом смысле Эренбургу развернуться в МХТ все же не дали, ему намекнули, что нужно делать скидку на стены.

Для МХТ эта премьера — тоже смелый и где-то отчаянный шаг. Даже среди актеров, задействованных в постановке, есть сомневающиеся. А стоило ли так читать «Вассу Железнову» театру, который долгое время носил имя Максима Горького?…

Читайте также