Детский дом лучше плохой мамы

22.03.2010, 21:17

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Матери, у которых органы опеки забрали трех детей, решили потребовать их возвращения. При этом обе женщины нигде не работают, а их семья давно числится в списке неблагополучных.

Лишение родительских прав как единственный способ спасти жизни детей. Широкое обсуждение этого далеко не бесспорного тезиса и участие в судьбах проблемных семей на самом высоком уровне вплоть до российского уполномоченного по правам ребенка всколыхнуло волну претензий к социальным службам.

Очередной конфликт назревает в Центральном районе. Дошкольников, которых воспитывали сестры Тимощенко, пять месяцев назад направили в приют. Теперь матери решили выяснить новый адрес своих детей и требовать их возвращения в семью.

Всегда ли родной дом лучше казенного, пыталась разобраться корреспондент НТВ Анна Пейчева.

Об органах опеки в последнее время говорят много и неодобрительно. Очень модно сейчас ругать тех, кто отбирает детей у родителей. Однако иногда только благодаря этим специалистам малыши получают шанс на счастливое будущее. Зачастую отдел опеки спасает ребенка от беспросветного окружения.

Типичный дом-колодец в центре. Отдельная входная дверь ведет в квартиру, которая давно уже числится как неблагополучная в картотеке Владимирского муниципального округа. Здесь живут восемь сестер, а также их мужья, приятели и дети. В пятикомнатной квартире прописано 17 человек.

Двух сестер — Светлану и Надежду — недавно лишили родительских прав. Обе затрудняются назвать отцов своих малышей. Обе учились в коррекционных школах и не закончили их. Обе не работают. У Светланы забрали двух маленьких дочек. Из-за угрозы жизни и здоровью детей, как написано в официальных документах.

Светлана Тимощенко: «Иногда ходили грязные, но всегда ели нормально. Не голодные были. Бардак был, но не так, как они пишут. Еще хуже бывают семьи. И я не пила, как они пишут. Я не пью».

Сестра Надежда Тимощенко лишилась права воспитывать маленькую дочку Кристину. Впрочем, вещи девочки уже совсем скоро перейдут ее следующему ребенку: Надежда на девятом месяце беременности.

Надежда Тимощенко: «Я хорошая мать, да. Я нормально смотрела за ребенком. А когда ее забрали, сказали, что у нее вши на голове были. Ну, на лысой голове вши? Как это может быть?»

Татьяна Проценко, начальник отдела опеки и попечительства муниципального округа «Владимирский»: «Что больше всего поразило нашего инспектора Настю Абрамову, когда она глянула в мешок с памперсами. Она говорит: „Татьяна Николаевна, там червяки ползают!“ То есть это значит, что грязные памперсы стояли там неделями! Им даже лень пойти и выбросить это на помойку».

Посещать такие семьи — ежедневная тяжелая обязанность специалистов отделов опеки. Разумеется, ребенка у матери отбирают не сразу. Сначала сотрудники отдела проводят воспитательную работу с родителями. Пытаются научить их убираться в квартире, кормить детей и лечить их.

Татьяна Проценко, начальник отдела опеки и попечительства муниципального округа «Владимирский»: «Мы вообще за то, чтобы детей оставить в семье. Потому что мама родная всегда лучше, чем любой социальный работник, социальный педагог, воспитатель. Она приласкает, она обнимет, прижмет, есть какая-то духовная связь. Но иногда бывает, что детям лучше в детских учреждениях».

Кристина, Таня и Катя Тимощенко теперь живут здесь, в детском доме на Приморском проспекте. Когда их привезли, девочки были искусаны клопами и сильно отставали в развитии. Катю Светлана родила в домашних условиях, ребенок никогда не наблюдался у врача. Здесь дети получили постоянное медицинское наблюдение, ежедневное пятиразовое питание и надежду на другую жизнь.

Читайте также