Переговоры со злейшим врагом

17.03.2010, 19:05

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

На закрытом совещании в Белом доме принято решение вступить в переговоры с афганскими талибами.

Сегодня вся западная пресса обсуждает сенсационную новость. На закрытом совещании в Белом доме принято решение вступить в переговоры с афганскими талибами, о невозможности переговоров с которыми Вашингтон жёстко заявлял и при бывшем, и при нынешнем президентах.

Все последние годы американцы тратили на операцию в Афганистане огромные деньги и отправляли туда все больше солдат. Но после очередной неудачной операции стало ясно: надежды подавить талибов силой тают. И теперь вопрос лишь в том, на каких условиях вести переговоры с врагом.

Репортаж корреспондента НТВ Алексея Веселовского.

Барак Обама не раз объявлял, что намерен покончить с войной в Афганистане. Но до сих пор конец войны в Белом доме связывали лишь с разгромом движения «Талибан». Теперь же выясняется, что США готовы к мирным переговорам с талибами. Конкретных предложений пока нет, но даже то, что об этом заговорили на высшем уровне, уже многое значит.

О талибах в США еще недавно говорили либо плохо, либо вообще ничего. Война в Афганистане не самая популярная тема среди американцев. Она длится уже почти 9,5 лет, но ощутимых результатов достичь там так и не удалось.

Поэтому симптоматично, что разговоры о мире вспыхнули в Вашингтоне как раз после окончания крупнейшей с 2001 года операции против талибов в провинции Гильменд. В ней участвовали 15000 солдат международной коалиции, и считалось, что по базам талибов будет нанесен сокрушительный удар. Однако, по оценкам многих экспертов, этого не произошло.

Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра Карнеги, профессор МГИВО МИД РФ: «Военную победу там одержать невозможно. Постоянная гражданская война грозит не только всему Афганистану, но и вообще всему миру. А талибы непобедимы, и это доказано на протяжении многих лет. Поэтому так или иначе идти на переговоры надо».

Возможно, у США просто нет выхода, кроме как идти на переговоры. С одной стороны — военные неудачи, с другой — вероятность остаться вне афганской политики после июля 2011 года, когда Обама обещал вывести войска.

Президент Афганистана Хамид Карзай, опасаясь оказаться один на один с талибами после ухода американцев, уже несколько месяцев ведет тайные переговоры с талибами. Пан Ги Мун, генсек ООН, тоже говорит о мирном диалоге и готов посредничать. Если Вашингтон не возьмет процесс в собственные руки сейчас, то он рискует упустить страну. А это уже и внешнеполитическое поражение.

Поэтому если несколько дней назад о возможности переговоров ходили лишь слухи, то вчерашний разговор Барака Обамы и Хамида Карзая о необходимости переговоров с талибами скрывать уже не стали.

Впрочем, США, да и другие участники коалиции не делали особого секрета, когда пытались переманить на сторону нынешнего афганского правительства умеренных талибов, щедро предлагая им экономическую помощь. Итальянские войска даже приплачивали талибам за то, чтобы те на них не нападали. Но это все же были отдельные случаи, и тогда договаривались с командирами средней руки. Сейчас придется иметь дело с руководством движения.

Алексей Малашенко: «Новая администрация Обамы начинает понимать, что нужно качественно менять политику. Да, это вынужденно, но это неизбежно. Если хотите, это какое-то оправдание той самой Нобелевской премии, которую Обама совсем недавно получил».

Положение США в Афганистане сейчас многим напоминает 1989 год, когда после 10 лет боевых действий СССР был вынужден пойти на мировую с моджахедами и вывести войска из страны.

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, в 1996–2001 гг. — начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ: «Геополитические интересы вторжения Советского Союза, ввода советских войск и вторжения американцев кардинально различны. А вот в тактике ведения действий много совпадений, конечно. Но ведь мы тоже так и не решились тогда пойти дальше более гибко в тактике ведения и боевых действий, и нашего присутствия».

Для США главное сейчас, на каких именно условиях заключать мир с талибами и как найти компромисс на переговорах. Ведь одно из требований «Талибана» — шариат на всей территории Афганистана.

Есть и еще одна немаловажная деталь. Как объяснить американскому обществу о необходимости мира с теми, кого девять лет в США называли не иначе как террористами?

Читайте также