Палестинцы строят город-мечту

28.02.2010, 08:09

Видео программы «Сегодня»

Авторы генплана города-мечты надеются решить самые острые социальные проблемы палестинцев — нехватку жилья и рабочих мест.

На Западном берегу реки Иордан кипят строительные работы. В Палестине впервые в современной истории возводят новый город с парками, супермаркетами и широкими улицами. Ничего подобного в последние десятилетия не было: города там появлялись стихийно, их архитекторами, строителями и жителями были беженцы, которые покидали занятые Израилем территории.

Авторы генплана города-мечты надеются решить самые острые социальные проблемы палестинцев — нехватку жилья и рабочих мест. Но чтобы этот проект не превратился в мираж, сначала нужно преодолеть политический барьер — договориться с Израилем.

Тему продолжит корреспондент НТВ Владислав Сорокин.

Каменистые холмы Палестины не видели еще такого строительного бума. Бульдозеры роют почву, тракторы ровняют грунт, а топ-менеджер проекта Амир фантазирует на тему города-мечты.

Амир Даджани, главный менеджер проекта: «Центр города будет здесь, нам придется срезать верхушку горы. Центральную часть мы сделаем пешеходной, это полезно для здоровья».

Раваби — первый в истории спланированный палестинский город, до этого все поселения в регионе еще со времен Оттоманской империи строились хаотично, так что почти все нынешние города Палестины напоминают муравейники. В Раваби будет все по-другому: американские архитекторы разбили город на зоны. В центре — большой торговый центр, вокруг него и крутится вся жизнь: офисы, технопарк, по окраинам — спальные районы.

Корреспондент: «Получается, жизнь в Раваби будет больше похожа на жизнь где-нибудь в Европе или Штатах, правильно?»

Амир Даджани: «Не совсем. Раваби находится в сердце Палестины, и мы надеемся, что у города будет палестинская душа. Дизайнеры зданий тщательно изучили палестинскую архитектуру: балконы, арки, колонны. Что-то мы взяли из Иерусалима, а что-то из Хеврона».

Чтобы бы не говорил главный менеджер проекта об истинно палестинской душе города Раваби, а все-таки западная мысль и западный подход к делу чувствуются. Взять хотя бы модную сейчас в Европе и США тенденцию: всякий раз начиная новое дело, уделять большое внимание экологии. Вот и здесь еще дорогу к месту строительства не провели, а вокруг будущих апартаментов люкс посадили 10 тысяч новых деревьев.

Выпускник самой престижной лондонской бизнес-школы Амир Даджани знает как представить проект в выгодном свете: экология, решение социальных проблем — он рассказывает о будущих кафе с бесплатным wi-fi, но ни слова не говорит о политике, потому что здесь у Раваби начинаются проблемы. И имя им — оно написано на лице Амира — зона С. Часть будущей дороги к городу должна проходить через эту самую зону C, подконтрольную израильтянам территорию, а значит, без разрешения Израиля магистраль строить не начнут.

Учитывая то, что в обществе отношение к планам вокруг Раваби противоречивое, строительство города многие расценивают как ответный удар по израильским поселениям, и не факт, что израильские министры дадут добро. По крайней мере, депутаты Кнессета в полном составе комментировать данную тему отказались.

По статистике Всемирного банка, палестинцам не хватает 200 тысяч квартир. Только неясно, есть ли у людей деньги, чтобы купить жилплощадь, будь она построена завтра? Вот Абу-Халиль с тремя детьми и женой до сих пор живет в съемной квартире, хотя по местным меркам, он — богатый человек. У него есть машина и даже свой магазин одежды в центре. Проблема в том, что Абу-Халиль не хочет брать кредит в банке.

Абу-Халиль Насер Зоруб: «Коран запрещает нам брать ипотеку, потому что получать проценты с людей за пользование кредитом противоречит нашей религии. Правда сейчас появились банки, которые говорят, что их кредиты соответствуют законам шариата, но я им не верю».

Так, бизнес-план по-европейски может не справиться с восточным менталитетом. Впрочем, в катарской компании, что инвестирует больше полумиллиарда долларов в строительство Раваби, не унывают. Позитивное мышление — неизменная составляющая западной модели бизнеса.

Читайте также