Тайна бункера «Юг»

27.02.2010, 13:15

Видеосюжет: Виктор Кузьмин
Видео программы «Сегодня»

Спустя 65 лет после окончания одной из самых кровопролитных войн в истории, открывается все больше подробностей о ее начале и возможном развитии.

Спустя 65 лет после окончания одной из самых кровопролитных войн в истории, открывается все больше подробностей о ее начале и возможном развитии.

О чем в августе 41-го Гитлер договаривался с Муссолини? Их встреча состоялась в бункере «Юг», который в короткие сроки был отстроен на территории Польши. И именно там обсуждалась стратегия войны с СССР, считают историки.

Теперь хорошо оснащенное укрытие стало музеем. Но что на самом деле скрывалось за этим секретным объектом, выяснил специальный корреспондент НТВ Виктор Кузьмин.

Четыреста метров в длину, девять метров высота сводов, над всем этим — 30-метровая гора, секретный немецкий объект. По прямому своему назначению он был использован только один раз — в августе 41-го года, когда в тоннель вошел спецпоезд «Америка». Тем временем на объект «Север», расположенный неподалеку, прибыл поезд с кодовым названием «Феникс». Здесь, на юго-востоке нынешней Польши, состоялась встреча Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини.

Война с СССР длилась уже два месяца. Фюрер приехал из Бреста, где осматривал руины крепости, дуче — из Рима, чтобы ознакомиться с положением дел на восточном фронте, где воевали и итальянские части.

Кшиштов Винярский, преподаватель истории: «Это был единственный в истории визит Гитлера и Муссолини сюда. Только спустя неделю после встречи об этом было сообщено в газетах, наверное, в целях безопасности».

Два спецвокзала были построены в рекордные сроки — 10 месяцев. Их так и поставили на старой австрийской железной дороге. Горный ландшафт стал естественным укрытием. Единственной функцией объекта был прием поезда высшего нацистского руководства. Состав полностью въезжал в тоннель, после чего ворота закрывались.

Майка Заморска, историк: «Поезд состоял из двух паровозов, двух платформ с зенитными пушками. Затем шел вагон багажный, потом — сам салон для первых лиц. В составе был вагон для связи, охраны, два ресторана — всего 16 вагонов».

В случае воздушной тревоги все пассажиры перемещались в боковой технический канал, разделенный на 50 отсеков, каждый из которых был оборудован бронированной дверью.

Кшиштов Винярский, преподаватель истории: «Все было изолировано от внешнего мира. Машинное отделение подавало в эти отсеки электричество, работала вентиляция с фильтрами на случай химической атаки, водопровод».

На таких вокзалах, своды которых выдерживали прямое попадание авиабомбы, было все для автономной работы состава: уголь для паровозов, питание для солдат и запасы продуктов для изысканной кухни, боеприпасы. А виллы для высоких чинов рядом с вокзалами были замаскированы под сельские сараи.

В конце войны спецпоезда стали приезжать сюда чаще, но уже не с фюрером, а с людьми, отвечавшими за создание оружия возмездия. Немцы торопились.

Майка Заморска, историк: «В октябре 43-го сюда прибыл поезд Гиммлера, который курировал разработку нового оружия — ракет. Производство было налажено недалеко отсюда, а именно в 20 километрах, а приезд шефа гестапо был связан с наблюдением за испытаниями».

С приходом советских войск этот стратегический объект утратил свою надобность. Уже после войны тоннели какое-то время использовал для своих нужд польский нацбанк.

Потом предприимчивые поляки выращивали здесь шампиньоны. Сейчас это музейный объект, где часто проводят реконструкции исторические клубы со всего мира.

Читайте также