Президент встал на защиту бизнеса

26.02.2010, 16:14

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

Наказание за экономические преступления в России необходимо смягчить.

Наказание за экономические преступления в России необходимо смягчить. Как сообщил сегодня Дмитрий Медведев, уже в ближайшие дни он внесет в Думу законопроект, который изменит существующую систему.

Президент пригласил в свою резиденцию представителей малого и среднего бизнеса, чтобы обсудить готовящиеся изменения. Разговор получился непринужденным и интересным: президент фиксировал все предложения. Возможно, в скором времени появятся новые законодательные инициативы.

Подробности — у обозревателя НТВ Владимира Кондратьева.

Президент Медведев в последнее время довольно часто встречается с бизнесменами, от которых ждет прорывных проектов в технологиях, имеющих важное значение для модернизации страны. Сегодня на разговор в Барвиху приглашены не так называемые крупные олигархи, а те, кто представляет средний бизнес, но это тоже люди тоже далеко не бедные. Их организация называется «Опора России». Во всем мире малый и средний бизнес являются хребтом экономики. В России должно быть также.

Журналисты сразу насторожились, увидев состав участников: директора заводов и компаний, включая Останкинский мясокомбинат, а также генпрокурор Чайка, министр внутренних дел Нургалиев, начальники контрольного и правового управления кремлевской администрации.

Вопросы исчезли, когда президент завел речь о совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства. Форма залога или домашний арест в России вместо взятия обвиняемых под стражу применяется в микроскопических дозах. Это буквально сотые доли процента. Медведев предложил сегодня распространить эту норму на экономические преступления небольшой и средней тяжести.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я предлагаю изменить законодательство, установить достаточно высокий размер залога, который должен варьироваться от 500 тысяч рублей минимум при совершении достаточно серьезных действий, а минимальный размер залога от 100 тысяч рублей при преступлениях совсем небольшой тяжести. Наказание за такого рода преступления должны быть неотвратимыми, но соразмерными совершенному деянию. И при этом мера пресечения не является наказанием.

Я хотел бы также отметить, что у нас существует целый ряд проблем в этой системе. Я надеюсь, мое предложение позволит хотя бы частично заблокировать возможность для коррумпированных сотрудников правоохранительных органов использовать посадки в тюрьму в рейдерских целях. А то мы все знаем, что таких примеров достаточно. Сажают сначала по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за бабки. Вот что происходит. Если у вас есть подобного рода примеры, можете рассказать, когда камеры уйдут. Захотите — расскажите. Но этот беспредел пора завершать».

Пресса долго находилась в зале и выслушала многие претензии бизнесменов, приводивших примеры самоуправства властей. Если оставить ситуацию такой, какая она есть, это топор над модернизацией. Правоприменительная практика не должна отпугивать людей от занятия бизнесом. Но, к сожалению, в реальной жизни это не так.

Евгений Юрьев, президент инвестиционной группы «Атон», президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия»: «Вот есть такая проблема — совмещение статьи о незаконном предпринимательстве со статьей по легализации преступных доходов. Понятно, что если предпринимательская деятельность признана незаконной, то с легкостью можно и доход от нее считать преступным доходом.

Но если наказание за незаконное предпринимательство — это в среднем 3 года до 5 лет, то легализация преступных доходов до 15лет. И получается, что предприниматель, который может быть уличен в каком-то незначительном деянии, ему грозит срок 15 лет».

Дмитрий Медведев, президент РФ: «То есть дополнительная квалификация возникает помимо незаконной предпринимательской деятельности. Для тех, кто не понимает, а это, прежде всего, журналисты. Шучу, не обижайтесь».

Юрий Чайка, генеральный прокурор РФ: «На мой взгляд, действительно, здесь надо посмотреть внимательно с точки зрения законодательной инициативы, но на практике, как правило, действительно это имеет место, с точки зрения меры пресечения».

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Вот вы знаете, здесь нужно подумать. Я небольшой специалист в области уголовного права, хотя когда-то, естественно, занимался и этими вопросами. Насколько эти составы друг на друга в полной мере накладываются? Вот та самая совокупность деяний или преступлений, о которых вы говорите, насколько это на практике очевидная вещь? Потому что все-таки криминализация тех или иных действий должна отражать жизнь, а не быть следствием или пожеланием работников правоохранительной сферы».

Генпрокурор сегодня отчитался, как обстоит дело с неплановыми проверками предпринимателей. Как известно, по инициативе Медведева, они сильно ограничены. Больше миллиона заявок от правоохранительных органов поступило на проведение таких проверок. 40% заявок были отклонены как неправомерные.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «В определенных ситуациях эти внеплановые проверки должны быть, а то в противном случае у нас могут происходить такого рода трагедии как случились в прошлом году, например, в той же самой Перми. Хотя там проверок было достаточно, но на это никто не реагировал. В целом, конечно, за ситуацией с пожарной безопасностью, санитарно-эпидемиологическим состоянием помещений следить нужно. Ладно. Спасибо. Давайте отпустим журналистов».

Предложения президента, выдвинутые им, призваны сделать уголовное законодательство в стране более цивилизованным. Конечно, преступники должны нести должное наказание, но принимаемые к ним меры должны быть адекватными и не отличаться чрезмерной жестокостью.

Читайте также