Их называли пионерами звука

25.02.2010, 18:41

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная создателям электронной музыки.

В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка, ломающая стереотипы. Всем, кто считает электронную музыку достижением нашего времени, стоит посетить экспозицию, повествующую о первопроходцах нового звука. Истоки современного саунда нужно искать в 20-х годах прошлого века.

Экспозицию осмотрел корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Поколение Z, забытое поколение. Z — это тогда символ молнии и безумной энергии, а сегодня — старые черно-белые фотографии, архивные документы и затерянные в истории как будто хаотические звуки.

Это при том, что пионеры звука были действительно первопроходцами. Арсений Аврамов, по сути, — создатель электронной музыки, уверенный, что искусство должно быть синтетическим и воплотившим-таки идею гудковой симфонии.

Андрей Смирнов, автор проекта: «Аврамов построил специальный орган из 50 паровозных гудков, который располагался во дворе котельной в Москве. Там производилось много пара. Это была сеть теплоцентралей. То есть к двум паровым трубам подключили гудки. И 25 исполнителей на этих гудках играют. У каждого две веревки и каждый включает два гудка».

Лев Термен — который, ремонтируя радиопередатчик, создает свой знаменитый инструмент терменвокс на основе генератора электрических колебаний.

То, что когда-то концерты Льва Термена собирали аншлаги, сегодня кажется немного странным, когда находишься рядом с терменвоксом. Потому что издавать какие-то приличные звуки не получается абсолютно. Неудивительно, что этот прибор хотели использовать Аким-то практическим образом. Так, Ленин собирался оснастить все кабинеты Кремля терменвоксами просто в качестве сигнализации.

На таких сигнализациях он сделал бизнес в Америке. На основе терменвокса создал автоматически открывающиеся двери и подслушивающее устройство. Видеозапись заседания ООН 60 года. После того как советские пионеры подарили послу США деревянное панно с гербом, внутри был сюрприз от Льва Термена. Панно шесть лет провисело на дверях посольства.

Эту музыку создавали люди, но пионеры звука были уверены, что люди несовершенны. И поэт Алексей Гастев организует целый институт труда, который должен выпускать почти киборгов.

Любовь Пчёлкина, научный сотрудник Третьяковской галереи: «Это называлось трудоводвигательные культуры, то есть определенные движения. Если ты шахтер, то должен ходить согнувшись долгое время. И в фильме „Симфония Донбаса“ показан момент, когда они в такой немыслимой позе так долго ходят. И, я думаю, не один день».

В поколении Z музыка смешивается со светом, цветом, стихами и лавиной энергии. В этой воронке — кто расстрелян, кто сослан — незаметно исчезли пионеры звука. Оставив после себя лишь негромкое эхо.

Читайте также