Историю боевой авиации хранят энтузиасты

23.02.2010, 08:06

Видеосюжет: Михаил Антропов
Видео программы «Сегодня»

В Таганроге, на российской родине самолетов-амфибий, всем желающим предлагают открыть для себя историю советской боевой авиации. Хранители этой истории — городские энтузиасты.

В Таганроге, на российской родине самолетов-амфибий, всем желающим предлагают открыть для себя историю советской боевой авиации. Хранители этой истории — городские энтузиасты, которые не хотят списывать со счетов машины, списанные военными. Они собирают самолеты не только в смысле коллекционирования, но и в смысле техническом — восстанавливают их из металлолома.

В музее побывал корреспондент НТВ Михаил Антропов.

Геннадий Королёв, сотрудник Таганрогского музея авиационной техники: «Это была практически груда металла. Здесь не было ничего, фюзеляж был помят. Я уж молчу, что передняя часть вообще вся смята была».

История Як-38 для экспонатов этого музея типична. Палубный штурмовик списали еще в незапамятные времена. Позже он чудом избежал уничтожения. Больше года ушло у сотрудников музея на то, чтобы вернуть самолету первоначальный облик.

Геннадий Королёв: «Мы колеса ставили с Ил-39. В общем, так внешний вид и восстановили. Поворотные сопла — это здесь варили уже».

Таганрогская коллекция по меркам крупных музеев — скромная. Собственно, самих самолетов чуть больше десятка. Но на то, чтобы узнать о назначении и судьбе каждого из них, едва ли целого дня хватит.

Этот МиГ-23 должны были уничтожить еще в начале 90-х по договору о сокращении вооруженных сил в Европе. Статус музейного экспоната спас, как выяснилось, настоящего ветерана боевых действий. Вот эмблема полка: ястреб, поражающий молнии, наземные цели. А под кабиной пилота — белые звезды, каждая из них — это десять боевых вылетов. Можно посчитать, что всего их было 250. Красные звезды — это число воздушных побед, то есть число сбитых самолетов противника.

Но главная гордость — самолет-амфибия Бе-12. Сконструирован еще в конце 50-х. Предназначение — поиск и уничтожение подводных лодок. Десять лет он стоял на местном аэродроме, ожидая утилизации. Все это время музей пытался добиться для машины более достойной участи.

Владимир Стоянов, хранитель Таганрогского музея авиационной техники: «Чтобы сохранить, уберечь от утилизации, пришлось обращаться очень высоко. Решение на то, чтобы его передать в музей, было принято премьер-министром России, в то время Фрадковым».

Две сотни моделей на стеклянных стендах — как мечта о настоящем, большом музее авиации. Многие из этих машин сохранились лишь на чертежах и в миниатюре. ВВА-14 (вертикально взлетающий самолет-амфибия) даже в таком виде — редкость. Экспериментальную модель в серийное производство так и не пустили, но испытывали его здесь, в Таганроге. Ни один самолет этого типа не сохранился.

Геннадий Королёв, сотрудник Таганрогского музея авиационной техники: «Когда его на этом аэродроме испытывали, таганрожцы его видели в полете и говорили: Змей Горыныч летит. Самолет — красавчик!»

У Владимира Стоянова, хранителя музея, есть свой фотокаталог брошенной авиатехники. Разрешение на нее добиваться приходится годами, ожидание ответа от чиновников и военных часто заканчивается вот так.

Владимир Стоянов, хранитель Таганрогского музея авиационной техники: «Это все, что осталось от первого пассажирского самолета Ил-14. Его порезали и сдали на металлолом».

Около десятка самолетов, бесхозных или ожидающих демонтажа, по-прежнему предмет затяжной переписки с различными инстанциями. Но сотрудники музея, а в основном это бывшие военные, отступать не привыкли.

Читайте также