ВВС России обновляет парк учебных самолетов

19.02.2010, 13:10

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

Первый самолет нового образца отправлен с нижегородского завода в Липецкий авиацентр.

Первый самолет нового образца отправлен с нижегородского завода в Липецкий авиацентр. Як-130 построен с использованием последних достижений техники. Он способен перевоплотиться в любой из современных летательных аппаратов.

Мониторы в кабине моделируют приборные панели выбранной машины, а электронная система управления сымитирует поведение и даже воздушный бой. На Як-130 молодые летчики смогут проходить практически всю программу подготовки.

За передачей нового агрегата следил корреспондент НТВ Виталий Калугин.

Як-130 по классификации НАТО — «Рукавица». Вероятно, имелась в виду ежовая рукавица. Это учебно-боевой самолет с электронными индикаторами, цифровой системой управления и большим летным ресурсом.

На приборах можно установить параметры любого из ныне действующих в российской авиации аппаратов — от легкого штурмовика до тяжелого бомбардировщика. Программа поможет при необходимости посадить машину на грунт, подскажет правильный угол атаки и защитит двигатель от пернатых.

Андрей Лухманов, ведущий инженер ОАО «Нижегородский авиастроительный завод „Сокол“»: «Створка выходит в выпущенное положение и препятствует попаданию посторонних предметов, в том числе птиц, которые могут быть на аэродроме».

Военные летчики могут вздохнуть с облегчением. Впервые после распада СССР запланирован серийный выпуск нового истребителя-тренажера. До этого 30 лет подряд курсанты обучались на Л-39 «Альбатрос», который среди профессионалов считается раритетом.

С нижегородского авиазавода в Липецк отправят пять машин. На аэродроме Липецкого авиацентра истребитель с нетерпением ждут. Там технику вместе с летчиками встречает корреспондент НТВ Ольга Чернова.

Разницы во времени между Нижним Новгородом и Липецком нет. Летчики-испытатели будут перегонять крылатые машины со скоростью 700 километров в час. Приблизительное время в пути — 50 минут.

В липецком небе своего маленького собрата встречал истребитель-бомбардировщик Су-34. Им управлял генерал-майор Александр Харчевский. Несмотря на сложные метеоусловия — дул сильный боковой ветер — Як-130 прибыл точно по расписанию.

Этот день, говорят военные летчики, войдет в историю как начало долгожданного перевооружения авиапарка учебных самолетов ВВС. Испытатели признались, что волновались во время пути, боялись сбоев — кабина-то цифровая. В Липецке убеждены, что строевые летчики новыми машинами будут довольны, для подготовки пилотов они идеальны. Мансур Низамов испытывал разные самолеты. Як-130 считает самым простым в управлении.

Мансур Низамов, летчик-испытатель: «Я практически не управлял самолетом. Я включил необходимый режим и прилетел. На учебных самолетах такого раньше не было».

В Липецком авиацентре с сегодняшнего дня начнут изучать боевые и пилотажные возможности новой техники.

Александр Харчевский, начальник Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС РФ: «Нужно написать методические пособия, чтобы летчики и в Краснодаре, и в строевых частях могли успешно и в короткие сроки переучиться и выполнять задачи».

В мире ни один учебный самолет такого класса не может применять бомбы и ракеты. Як-130 несет до трех тонн боевой нагрузки. Нашим ВВС для перевооружения необходимо как минимум 250 таких учебных аппаратов. Пока заключен контракт на поставку 12 машин. В этом году молодые пилоты уже смогут сесть за штурвал реактивной новинки.

Читайте также