Такой разный Никита Хрущёв

17.02.2010, 19:11

Видео программы «Сегодня»

В выставочном зале «Манеж» открылась фотовыставка, посвященная самому романтическому периоду советской эпохи.

Сегодня в центре Москвы началась «оттепель»… хрущевская. В выставочном зале «Манеж» открылась фотовыставка, посвященная самому романтическому периоду советской эпохи. Типовые постановочные снимки ударников тогда впервые начали сменяться живыми репортажными кадрами.

Сам Хрущёв, несмотря, а вернее благодаря своей немного комичной внешности, тоже был отличной фотомоделью, позволяя фиксировать богатую мимику, охотно появляясь перед камерой и с кукурузой, и с мировыми лидерами, и со своим большим семейством.

Корреспондент НТВ Антон Вольский рассмотрел снимки.

Эта выставка хоть и называется «Хрущев и его время», но рассказывает не столько о самом Хрущёве, сколько о фотографах, которые его снимали. Ведь так ни до, ни после никого из советских лидеров не фотографировали.

Разинув рот, демонстрируя недостаток зубов, Хрущёв ест с руки какого-то индийского политика. А вот генеральный секретарь без ботинок. Хрущёв не позировал, он не боялся показаться смешным, и на фотографиях был таким, как в жизни.

Юлия Хрущёва, внучка Н. С. Хрущёва: «Никогда не позировал и вообще не придавал особенного значения своему внешнему виду. И это видно по фотографиям. Шляпу он носил и галстуки».

Хрущёв раскован, как и его «оттепель». Фотографии на стенах, как хроника 60-х. «Современник», «Театр на Таганке», Высоцкий и Солженицын. Здесь же и знаменитый разгром художников-авангардистов в тех же стенах, где проходит сегодня выставка. Уже на пенсии Хрущёв жалел об этом.

Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии: «Он сказал: „Не с теми я пошел, надо было с вами, бородатенькими“. Они же тогда были все авангардисты, бородатенькие».

Почему он то миловал, то разгонял, а разгоняя, не сажал — вопрос к историкам. Хрущевская оттепель даже теперь, спустя полвека, поднимает настроение. Первый фестиваль молодежи и студентов, первая американская выставка с ее шикарными машинами. Во всех фотографиях неподдельное настроение. А ведь многие из фотографов прошли войну и были фотографами Сталина.

Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии: «Посмотрите, какая фантастическая фотография. Такую фотографию мог сделать великий человек. На самом деле это всего лишь фотограф как бы пула. Понятно, что Бальтерманц начинал на войне, потом стал начальником фотослужбы „Огонька“, кстати сказать, пройдя штрафбат, куда он попал совершенно несправедливо еще до войны, в 39-м году. И вот он снимает Хрущёва. И Хрущев здесь живой».

Как бы сказали теперь, это все были фотографы кремлевского пула. Условия работы у них были не то, что сейчас. Половина фотографий нерезкие — теперь любая мыльница делает более качественные снимки.

Василий Шапошников, фотограф издательского дома «Коммерсантъ»: «Мы за тот же самый момент, пока нас туда допустили, сняли, наверное, в десять раз больше, потому что у нас скорость срабатывания затворов гораздо более шустрая, шустро камеры работают. А здесь, наверное, фотограф успел, ну, нажать один или два раза максимум».

Фотооттепель была недолгой. Ни Брежнева, ни даже Горбачёва так уже не снимали. И хоть за прошедшие с тех пор почти полвека техника ушла далеко вперед, молодые фотографы и теперь учатся на нерезких снимках хрущевского пула.

Читайте также