Качество продукции будут подтверждать по-новому

15.02.2010, 19:16

Видео программы «Сегодня»

С этого дня во всех российских магазинах продают одежду, продукты и косметику без сертификатов.

С этого дня во всех российских магазинах продают одежду, продукты и косметику без сертификатов. Качество этих товаров производителям разрешено декларировать самостоятельно, экономя на услугах лабораторий и сертификационных контор, ко многим из которых у правительства были претензии.

Такое послабление для бизнеса вызвало, однако, серьезные споры среди защитников прав потребителей, не имея привычки верить производителям на слово, защитники просят разъяснить, как теперь удостовериться в качестве покупаемого.

Корреспондент НТВ Александр Калинин попытался разобраться.

Не секрет, что, покупая, например, косметический крем, мало кто просил показать сертификат качества или проверял наличие знака Ростеста на упаковке. Все привыкли считать: раз продается — значит, проверено государством. Действительно, в случае чего орган, фактически подтвердивший качество этого товара, можно было найти по определенным символам. Отныне ни знака Ростеста, ни символов на упаковке не будет. И если крем вдруг вызовет аллергию, найти виновных будет очень и очень сложно.

Одной косметикой дело не ограничится. Постановлением правительства отменена обязательная сертификация для целого ряда товаров. Например, продуктов питания, посуды, одежды, обуви и бытовой химии. При этом производители до сих пор не могут понять, как им теперь подтверждать качество своей продукции.

Татьяна Пучкова, председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации: «В постановлении не надо никаких разъяснений относительно того, как же эта процедура должна осуществляться, кто ее должен осуществлять, как должны вести себя компании на рынке, у которых продукция засертифицирована и не надо никакого переходного периода для того, чтобы компании могли спокойно перестроиться на новую форму работы».

Формально контроль качества никуда не исчезает. Меняется его принцип. Раньше компания-производитель обращалась в специальные сертификационные лаборатории, аккредитованные государством. Те тщательно тестировали товар и выдавали свои заключения. Только пройдя все экспертизы и собрав весь необходимый набор документов, продукт мог попасть на прилавки.

Теперь процедура упрощается. Отныне производителю достаточно предоставить декларацию о том, что товар прошел исследования. Все, право на продажу получено.

Надежда Головкова, сопредседатель Союза потребителей России: «Мы теперь должны на слово верить тому самому изготовителю, что с его продукцией все в порядке. Вот он заполнил свою декларацию и пообещал нам, что его продукция безопасна. К сожалению, практика показывает, что на слово верить нашим изготовителям, нашим продавцам не приходится, они нас очень часто подводят».

Во многих Европейских странах обязательной сертификации нет уже давно, но качество товаров от этого хуже не стало. Производителей дисциплинируют огромные штрафы. Одну кондитерскую фабрику Великобритании, например, за выпуск некачественных конфет оштрафовали на 1 миллион евро. Компания едва не разорилась. В России штрафы за аналогичные нарушения называют «смешными».

Алексей Медников, директор ЗАО «Региональный орган по сертификации и тестированию» (Ростест): «Штраф на должностное лицо ориентировочно — 1–2 тысячи рублей, а на юридическое лицо ориентировочно — 20–30 тысяч рублей, в зависимости от глубины нарушения. Во много раз нужно поднять штрафы, нужно ввести наказание за рецидив, страшное наказание, вплоть до закрытия бизнеса».

Для производителей в этом нововведении есть несомненный плюс. Им больше не нужно оплачивать дорогостоящую работу гослабораторий. Как следствие, — снижение уровня коррупции, ведь чудом сертифицированный контрафакт на прилавках России уже встречался.

Сторонники новых правил игры уверены: честные производители не станут экономить на качестве и рисковать своим именем, ведь в условиях жесткой конкуренции репутация — это все, что у них есть.

Читайте также