Балетная постановка под органную музыку

13.02.2010, 08:12

Видеосюжет: Николай Булкин
Видео программы «Сегодня»

В Петербургской капелле впервые в России поставили балет на музыку Баха с живым органом.

В Петербургской капелле впервые в России поставили балет на музыку Баха с живым органом. На театральной сцене такое сочетание — большая редкость. А те, кто заняты в спектакле, должны играть точно, как часы, ведь органист не видит артистов, а балеринам непривычно танцевать в зале с особой акустикой.

Театральный эксперимент оценил корреспондент НТВ Николай Булкин.

Сотни клавиш для рук, для ног — десятки регистров, которые постоянно нужно переключать. До недавнего времени органная музыка, кажется, требовала особой пластики разве что от музыканта, но эти па всегда оставались незаметны. Теперь же хореограф Георгий Ковтун создал целый балетный спектакль на органную музыку. И вроде бы выбран Бах, но мастер требует еще и еще сгустить краски.

Орган в Петербургской капелле высотой с трехэтажный дом. Оказавшись внутри, понимаешь, что сложнее музыкального инструмента еще не придумали. Но не менее сложная задача — соединить его звучание с легкостью балета.

Здешнему органу 120 лет, и впервые под его аккомпанемент будут танцевать балет. Ошибочно думать, что фуги и прелюдии Баха далеки от танца. Действо лучше один раз увидеть. Движения балерин такие же воздушные, хореографу даже не пришлось сильно менять рисунок классического балета.

Мария Вяйзя, преподаватель кафедры органа и клавесина Санкт-Петербуржской консерватории: «Бах не писал для балета, но его музыка глубоко пластична, она подталкивает воображение к созданию балета».

Георгий Ковтун, хореограф: «Мне кажется, что ребята, соприкоснувшись с музыкой Баха, становятся совершенно другие. Они какие-то неземные становятся».

Органная музыка вдохновляла многих известных хореографов, но обычно в спектаклях орган звучит в записи. Когда старинный инструмент в живом исполнении, все гораздо сложнее. Органист не видит артистов, и держать ритм для них очень сложно. Танцорам тоже непривычно.

Илья Устьянцев, танцовщик: «У органиста свое ощущение музыки, ритма, свои пластические ощущения. В этом есть некая сложность».

Анастасия Ломаченкова, балерина: «Я считаю, что во всей нашей программе орган — главный, и мы отталкиваемся от музыки, от звучания инструмента. Именно звук наполняет наши движения».

Балетная постановка под органную музыку называется «Хореографические прелюдии». Солисты балета разыгрывают сюжет о любви и ревности. Такие эмоции как раз ложатся на органную музыку.

Старинный музыкальный инструмент в капелле недавно отреставрировали. У него теперь и новое звучание, и новая роль. Тут даже органных дел мастер не скрывает, что такие эксперименты уместны.

Юстин Пронцкетис, органный мастер Государственной академической капеллы: «Я не понимал, почему под любую музыку танцуют балет, только не под орган? А тут решили поставить балет на музыку Баха. Потрясающе!»

Неудивительно, что спектакль собрал зал. Это обычно, когда под звуки музыки Баха многие закрывают глаза. Но в этот раз образы не нужно рисовать в воображении, их уже подсказали на сцене.

Читайте также