Коридоры власти ждет проверка на честность

11.02.2010, 19:26

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Чиновников могут заставить проходить тест на детекторе лжи.

Чиновников могут заставить проходить проверку на детекторе лжи. В Государственной думе готовится соответствующий законопроект, который может быть принят до конца этого года. В случае утверждения документа, два, а то и три раза в год госслужащих будут проверять на честность при помощи полиграфа.

Корреспондент НТВ Анна Пейчева прошла тест сама и предложила сделать это одному из известных петербуржцев.

Корреспондент НТВ: «Меня зовут Анна. Сейчас я попробую скрыть этот очевидный факт и обмануть детектор лжи. Итак, мы начинаем эксперимент. На специалиста смотреть нельзя, чтобы не отвлекаться».

Детектор лжи: «Ваше имя Инга?»
Корреспондент НТВ: «Нет».
Детектор лжи: «Нина?»
Корреспондент НТВ: «Нет».
Детектор лжи: «Марина?»
Корреспондент НТВ: «Нет».
Детектор лжи: «Анна?»
Корреспондент НТВ: «Нет».
Детектор лжи: «Олеся?»
Корреспондент НТВ: «Нет».
Детектор лжи: «Светлана?»
Корреспондент НТВ: «Нет. Все, мы закончили, первое предъявление».

Дмитрий Марченков, руководитель полиграфных проверок в детективном агентстве: «Здесь показано, что прибор выявил, что именно на вопрос об имени Анна, девушка говорит неправду.

Корреспондент НТВ: „Да, устройство действительно не обманешь, а значит, можем продолжать репортаж“.

Это Николай Буров — народный артист России и государственный служащий со стажем. Он 3,5 года руководил Комитетом по культуре.

Николай Витальевич единственный из многих чиновников согласился перед телекамерой пройти тест. Он ответил на самые неприятные, настоящие вопросы.

Корреспондент НТВ: „Вы храните огнестрельное оружие?“
Николай Буров, директор Государственного музея-памятника „Исаакиевский собор“: „Нет“.
Корреспондент НТВ: „Вас когда-либо увольняли с работы по отрицательным мотивам?“
Николай Буров, директор Государственного музея-памятника „Исаакиевский собор“: „Нет“.
Корреспондент НТВ: „На прошлых местах работы вы когда-либо наносили вред работодателям?“
Николай Буров, директор Государственного музея-памятника „Исаакиевский собор“: „Нет“.

Специалист Дмитрий Марченков заверил: все честно. Кандидат ни разу не слукавил. Николай Буров и, правда, никогда не пробовал наркотики и никогда не брал взятки. Теперь это подтверждено аппаратурой. И актерский опыт тут не причем: устройство слишком сложное.

Дмитрий Марченков, руководитель отдела полиграфных проверок в детективном агентстве: „У нашего прибора есть датчики, которые закрепляются на человеке. Это датчики дыхания — их два. Датчики сердечной деятельности. Их тоже два. И датчик кожной реакции, то есть потоотделения. На основании этого уже делаются какие-то выводы“.

Идеальный чиновник Буров обратно в Смольный, к сожалению, не стремится. А тот, кто стремится, и так проходит жесткую проверку. В коридоры власти попасть непросто.

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника „Исаакиевский собор“: „Образовательный ценз, возрастной ценз, опыт работы в данной отрасли. Есть еще и отбор по состоянию физического здоровья. Но если полиграф в состоянии заглянуть в психическое здоровье, в душу, то почему бы и нет?“

Неизвестно, примет ли Госдума этот законопроект. Может быть, в рамках борьбы с коррупцией. Хотя главный минус полиграфа, — его способность реагировать на вопросы об уже совершенных поступках.

Если кандидат до сих пор взяток не брал, но на новом посту именно этим и собирается заняться, детектор лжи тут не поможет. И, кстати, даже самая продвинутая техника бессильна перед врожденным обаянием.

Корреспондент НТВ: Какие женщины вам больше нравятся, блондинки или брюнетки?»
Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»: «На этот вопрос я не могу ответить да или нет. Я могу, размышляя, говорить о том, что мне вообще очень нравятся женщины. Я честно признаюсь в этом».

Журналисты обратились за комментариями к психиатрам. В Институте мозга Российской Академии наук достаточно скептически отнеслись к самой идее проверке человека на детекторе лжи. Навредить здоровью этот процесс не может, но и смысла в нем особого нет.

Юрий Поляков, заведующий отделением психиатрии Института мозга РАН: «Это вариант психофизиологического исследования, который говорит только об общей реакции человека в конкретной ситуации, то есть, волнуется он или не волнуется. То, что мы пытаемся поймать с помощью детектора лжи, — это уровень волнения человека в момент исследования. Это волнение может быть вызвано чем угодно».

Врачи также отмечают, что устройство способно помочь лишь в одном — оценить общее эмоциональное состояние человека, насколько оно стабильное. Слишком нервные работники тоже никому не нужны. Кстати, во многих странах использование детектора лжи при приеме на работу запрещено судом.

Читайте также