Бронзовый солдат объединил судьбы фронтовиков

25.01.2010, 14:49

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Памятник солдату-освободителю, установленный в Берлине, для двух ветеранов из Ленинграда стал символом Победы и… частью утраченной Родины.

Каждый год в памятные для ленинградцев Дни прорыва и полного снятия блокады берлинцы видят одну и ту же картину. Немолодой человек в пиджаке, на котором почти нет места от медалей, стоит у подножия Бронзового солдата.

Мемориальные комплексы для фронтовика не просто воспоминания о войне, а часть Родины, которую он вынужден был покинуть. Один из самых величественных символов Победы, памятник в Трептов-парке, объединил судьбы двух ленинградцев.

Из Берлина — специальный репортаж корреспондента НТВ Юлии Олещенко.

Это самый первый в Берлине советский памятник. Его установили уже в ноябре 45-го, и последующие почти полвека этот мемориал являл собой своеобразный анклав СССР на территории бывшего британского сектора оккупации в Берлине.

До 1993 года этого Бронзового солдата охраняли не только пушки и танки Т-34 на гранитных постаментах, но и дежуривший здесь регулярно почетный караул.

Сегодня этот монумент в считанных метрах от Рейхстага и Бранденбургских ворот для большинства приезжих — туристическая достопримечательность. Но для Григория Дреера, переехавшего из Петербурга в Берлин 17 лет назад, — место свидания с Родиной.

Победу он встретил в Вене в составе 1-й гвардии стрелковой дивизии. Знает, что такое ленинградская блокада, и как в неполные 19 командовать батареей. Во время Курской битвы был тяжело ранен. До Берлина всегда хотел дойти, но никогда не собирался в нем жить.

Григорий Дреер, ветеран Великой Отечественной войны: «Если бы мне сказали, что я буду жить в Германии, я бы ударить не ударил, но плюнуть бы, да».

Судьба распорядилась иначе. Но, отправляясь в Тиргартен или Трептов-парк, и даже деликатно пряча пиджак с орденами и медалями в пластиковый пакет, он все равно идет в гости к своим. 13-метровый воин-освободитель с ребенком на руках действительно земляк. Гигантскую фигуру отливали в 49-м на ленинградском заводе «Монумент-скульптура».

Борис Комиссаров чеканщик завода «Монумент-скульптура»: «Голова ребенка, голова воина — все это были отдельные детали».

Борис Комиссаров работал тогда чеканщиком. Спецзаказ приказали выполнить в невероятные сроки — семь недель. Когда лучшие зарубежные заводы брались минимум за полгода. В цехе — бывшем храме успения Богородицы трудились — круглые сутки, не всегда успевая даже просушить земляные формы для отливки. Огрехи исправляли чеканщики.

Борис Комиссаров, чеканщик завода «Монумент-скульптура»: « Это уже новые технологии. У нас все было сложнее и тяжелее. Мы работали пневматическими молотками. Каждый молоток весил шесть килограммов плюс еще вставка семь килограммов. Целый день отработаешь, а потом трясучка начинается».

Орудия труда и боевые орудия на барельефах в Трептов-парке. Этот бронзовый воин — символ общей победы.

Григорий Дреер, ветеран Великой Отечественной войны: «Миномет — это грозное оружие. Там мина опускается в трубу и вылетает. И опытный заряжающий выпускает 10–15 мин, пока первая взорвется».

На одной стороне каменной плиты — фронтовой друг-миномет, на другой — родной город Ленинград. Между ними золочеными буквами — цитаты из Сталина. Торжественное спокойствие Трептов-парка нарушает звук шлифовальной машины. Немецкие реставраторы обновляют мемориал к юбилею Победы.

Бернд Фишер, реставратор: «Я вырос в ГДР и нас со школьных лет приводили сюда. Но даже если бы это не было обязанностью, я бы все равно приходил из солидарности с советскими друзьями».

Объединенная Германия потратила миллионы евро на реставрацию комплекса. Немецкие чиновники подчеркивают: мы сохраняем не просто историю, а символ примирения.

Анке Вюннеке, сотрудник Управления сената городского развития Берлина: «Это не просто памятники, это же кладбища. В общей сложности на них лежат 22 тысячи советских солдат. В начале 90-х наши страны заключили договор, согласно которому Германия несет ответственность за сохранность монументов».

На холм Славы Григорий Дреер поднимается при полном параде. Полсотни ступенек 86-летний ветеран преодолевает на одном дыхании.

Читайте также