Имперский быт приравняли к искусству

21.01.2010, 18:52

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Павловском дворце появились классические льняные скатерти XIX века. Впервые за 40 лет хранители делают элементы интерьера частью музейной экспозиции.

Новая тенденция от законодателей музейной моды. В Павловском дворце появились скатерти точно такие же, как были в XIX веке. До этого в 1957 году музейный комплекс первым решил выставлять на обозрение посетителей столовые приборы.

Эксперимент прошел более чем удачно. Экспозиция пользовалась такой популярностью, что этот опыт переняли другие музеи. И вот сейчас очередное новшество.

В музей-заповедник «Павловск» отправилась корреспондент НТВ Анна Пейчева.

До сих пор говорить о бытовой культуре царственных особ было как-то не принято. В советские времена важными музейными предметами считались картины и скульптуры, но никак не скатерти.

Хранители на протяжении десятков лет сами подкалывали к столам условные полотнища, стараясь, чтобы скатерть не помешала восприятию архитектуры и живописи. Но теперь все изменилось. Быт приравняли к искусству. Современные посетители желают знать все подробности торжественных обедов.

Впервые за 40 лет в самом эффектном зале Павловского дворца меняют скатерти. В Большой столовой, наконец, появится главный элемент любого торжественного банкета. Заказывали скатерть в профессиональной мастерской, которая специализируется на восстановлении исторической справедливости.

Закройщицы по старинным эскизам возрождают шторы для разных музеев. Сегодня еще более ответственное задание. Потому что никаких набросков рисунка скатерти не сохранилось. Одно известно точно: какой материал предпочитал Великий князь Константин Николаевич.

Ирина Мищук, швея драпировочно-декоративного участка швейной мастерской: «У нас хороший натуральный материал — лен. Настолько приятно с ним рядом находится. Он живой материал, лен дышит. Это не синтетика».

Хранители смотрели старинные журналы, исторические картины, даже современные книги по сервировке стола и, наконец, остановились на таком варианте. Композиция драпировки классическая, известная еще с античных времен. Ее использовали как в Древнем Риме, так и в Павловске в XIX веке.

Наталья Вершинина, хранитель фонда тканей Павловского дворца: «Центральная часть — закругленной формы, так называемый фестон. Он уложен мягкими, но вполне четкими складками. Рядом — складки по вертикали, так называемые галстуки. Объемной формы напоминают колонны античных зданий. И подчеркивает все эти соединения элементов розетки, выполненные тоже из ткани».

Самый красочный элемент композиции — это, конечно, искусственные розы, которые подчеркивают красоту скатерти и придают ей по-настоящему торжественный вид. Любопытно, что такие же цветы изображены на приборах, которые вскоре займут свое место на обновленных столах.

И несмотря на то, что экспозиция фарфора останется прежней, она будет смотреться совершенно по-другому. Посетители музея почувствуют себя долгожданными гостями Великого князя Константина Николаевича.

Читайте также