Верните деньги за проезд!

20.01.2010, 20:39

Видео программы «Сегодня»

Бывшие узники фашистских концлагерей из Польши потребовали компенсаций от германской железнодорожной компании «Дойче бан», которую считают преемницей гитлеровской «Рейхсбан».

Сегодня бывшие узники фашистских концлагерей из Польши потребовали компенсаций от германской железнодорожной компании «Дойче бан», которую считают преемницей гитлеровской «Рейхсбан». Известно, что в годы Второй мировой перевозчик солидно заработал на транспортировке военнопленных и депортируемых.

Деньги за проезд, как уверяют некоторые историки, брали с самих узников, распродавая их имущество. Момент для подачи иска выбран подходящий — «Дойче бан» как раз собирается начать пассажирские перевозки в Польше. По мнению бывших заключенных, прежде чем извлекать доходы, должен расплатиться по старым долгам.

Корреспондент НТВ Андрей Шилов передает из Варшавы.

Бывшая узница нацистского концлагеря Барбара Мекке редко ходит в аптеку сама: недавно перенесла инсульт. Приходится нанимать сиделку, но на каждый день денег не хватит.

Барбара Мекке, бывший узник нацистского концлагеря: «Мы все очень пожилые люди, у нас расшатано здоровье, нам нужны лекарства, медицинская помощь и опека. Фонд помощи очень нужен».

Бывших узников концлагерей в Польше осталось 7 тысяч. Они получают спецпособие, а в начале 2000-х вместе с бывшими подневольными рабочими Третьего Рейха получили разовую компенсацию из Германии, обязавшись не требовать больше никаких выплат.

Станислав Залевский, глава Союза бывших узников гитлеровских тюрем и концлагерей: «Юридических оснований для этой просьбы нет. Но я считаю, что АО „Немецкие железные дороги“ несет моральную ответственность и обязано как-то помочь нам, потому что морально и технически оно правопреемник гитлеровского Рейхсбана».

«Рейхсбан» — государственная железная дорога при Гитлере — заработала на перевозках узников. Суммы за проезд брали из награбленного имущества, но ту прибыль никто до сих пор не подсчитывал. Сегодняшний «Дойче бан» (Deutsche Bahn) — государственные железные дороги — переадресовал польскую просьбу правительству ФРГ, сказав, что уже вносил деньги на помощь.

«АО „Немецкие железные дороги“ занимается критическим изучением истории железных дорог в национал-социалистической Германии. Предметом особой заботы является поддержка фонда „Память, ответственность и будущее“, который оказывает финансовую поддержку бывшим подневольным рабочим. АО внесло в фонд многомиллионную сумму», сказано в заявления компании.

На Центральном вокзале в Варшаве пока нет рекламы немецкого железнодорожного перевозчика, но вполне возможно, скоро будет. С января Евросоюз либерализовал рынок перевозок на континенте, и для крупнейшей компании «Дойче бан» Польша — привлекательный рынок. Но представить надпись «Варшава — Краков немецким поездом» полякам невозможно без воспоминаний о войне. Освенцим там совсем рядом.

Но речь идет не о юридической, а о моральной ответственности, не компенсации, а гуманитарной помощи, причем не только полякам, а всем пострадавшим.

Дариуш Паблось, глава Фонда «Польско-немецкое примирение»: «Польские организации обращаются не только от своего имени. Они говорят о всех жертвах Третьего Рейха. Поэтому если бы одновременно выступили организации из других стран, например, из России, это было бы более весомое обращение, и мы скорей получили бы отклик».

Доходы нацистских железных дорог от перевозки узников первыми подсчитали как раз немецкие активисты — минимум 445 миллионов евро сегодняшними деньгами. Но и они говорят не о компенсации, а об ответственности и об имидже, то есть взывают к репутации.

Рюдигер Минов, представитель организации «Поезд памяти»: «Не могу представить, чтоб международная общественность промолчала, если „ Дойче бан“ в год своего 175-летия никак не отреагировал бы на подобные требования. И не могу представить, чтобы инвесторы, например, в России, были бы заинтересованы участвовать в этом АО, опасаясь юридической тяжбы о компенсациях. Надеемся, „Немецкие железные дороги“ проявят понимание».

Придется ли обсуждать вопрос на государственном уровне? По крайней мере, представители Польши к переговорам готовы.

Читайте также