«Колядные цари» собрали богатый урожай

14.01.2010, 12:08

Видеосюжет: Виктор Кузьмин
Видео программы «Сегодня»

Скромную белорусскую деревню Семежево ночью наводнили многочисленные гости. Все они хотели увидеть царственных особ.

Скромную белорусскую деревню Семежево ночью наводнили многочисленные гости. Все они хотели увидеть царственных особ. В Старый Новый год местные жители проводили старинный обряд, который из-за своей уникальности попал в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Репортаж корреспондента НТВ Виктора Кузьмина.

Раз в год в белорусскую деревню Семежево приходят цари. Молодые люди, облаченные в белые одежды и высокие колпаки, подпоясанные красными поясами, которые изготавливают вручную только в этих местах, посещают избы и ставят драму «Царь Максимилиан».

Так в Белоруссии начинаются обряд «колядные цари». Вечер и ночь с 13 на 14 января здесь называют щедрым. Именно в это время в деревню являются высокие царственные особы. Обряд этот, как утверждают этнографы, имеет ярко выраженную локальную особенность и проходит в единственной в мире деревне, в ста километрах от Минска.

Татьяна Кухаревич, старший научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук Белоруссии: «Уникальность его именно в составе участников, в тех диалогах, сценках, которые они разыгрывают, в костюмах. Таких больше аналогов в Белоруссии не встречается».

Помимо царей обязательное участие деда и бабы, после представления начинается традиционное поздравление хозяев и одаривание пришедших в гости.

Обряд царей зародился в XVIII веке. Русские солдаты и офицеры той поры ходили по домам и поздравляли хозяев с праздником, показывали представление и просили дары. Другими словами, колядовали.

Эту традицию переняли деревенские ребятишки, которые начали облачаться в карнавальные костюмы, напоминающие военную форму.

Иван Леонеля: «Все за царями собираются с других улиц, человек 400–500 за ними идут, подбирают деда с бабой, такого комического, чтобы мог рассмешить публику».

Несколько лет назад цари вошли в список мирового нематериального культурного наследия. В ЮНЕСКО даже обещали выделить гранд на проведение мероприятий, сохранение обряда и его популяризацию.

Алла Сташкевич, эксперт межправительственного комитета Белоруссии по сохранению нематериального культурного наследия при ЮНЕСКО: «Вы видите, что он исполняется молодыми мужчинами, неженатыми мужчинами. И этим он тоже отличается. Потому что, вы знаете, что носителями сегодня нематериальной культуры остаются в основном пожилые люди».

Белорусские цари сегодня так же уникальны, как и поэтическое пение в северных провинциях Вьетнама или ритуал рыбной ловли в районе Сигу в Мали.

Читайте также