Не только туризм: как русским вести бизнес с китайцами

09.07.2017, 20:34

Видео программы «Итоги недели»

Дружба Москвы и Пекина переживает второе рождение, а теплые отношения между лидерами ни у кого не вызывают сомнений. Все это подкреплено многомиллиардными контрактами и соглашениями, подписанными на этой неделе.

Насколько вообще возможна взаимовыгодная дружба с китайским соседом? В истории отношений наших двух стран были разные периоды. И не всегда безоблачные. Китай же всегда был сам по себе. Достаточно вспомнить, как он сначала дружил с СССР против США, а потом, наоборот, с Вашингтоном против Москвы. В общем, Восток — дело тонкое. А Пекин — образец прагматизма, всегда жестко защищающий свой рынок и свои интересы.

Взять, например, обычного китайского туриста. Поездку в Россию он покупает у китайского туроператора, летит китайской авиакомпанией, селится в отеле, который, как правило, принадлежит китайскому бизнесмену. Китайские рестораны в Москве, китайская еда, повара. Другими словами, большая часть доходов так или иначе остается у китайских партнеров. При том что только в прошлом году в России в качестве туристов побывали 1 миллион 300 тысяч китайцев.

В наших отелях теперь почти везде надписи на китайском языке, газеты в холле и сотрудники, говорящие на диалекте Поднебесной. Места китайского присутствия в России можно найти повсюду. Но пока массовый китайский турист выбирает чаще Москву, Санкт-Петербург и города «Золотого кольца». Российскому турбизнесу приходится приспосабливаться. А что делать, если каждый год турпоток увеличивается на 40%?

С момента распада Советского Союза самой страшной сказкой в отношении Китая всегда была история об экспансии на Дальнем Востоке: «вот придут миллиарды китайцев и захватят наши земли». Пока они «захватили» остров Ольхон на Байкале. За последние два года подавляющее большинство туристов здесь — китайцы. Говорят, всему виной — хорошая песня. Пару лет назад в Китае на шоу «Голос» спели о Байкале. После этого сюда поехали многие.

Михаил Тараев, русский гид: «Экспансия довольно активная. Они не только возят туристов, но и покупают гостиницы, покупают земли. В том числе вокруг Байкала, инвестируют…»

Россия сейчас действительно открыта не только для китайских туристов, но и для китайского бизнеса.

Маргарита Федотова, первый вице-президент Российско-Азиатского союза предпринимателей: «Самая большая проблема — это то, что в Китае не до конца знают о возможностях в России. О тех инвестиционных возможностях, о тех отраслях, о тех нишах, где можно зарабатывать деньги. О программе импортозамещения. Только начинают понимать, разбираться, изучать».

Те, кто хорошо знают китайцев, говорят, что с ними вести бизнес и легко, и трудно одновременно. Русским надо учиться у жителей Поднебесной жестко отстаивать свои интересы. И хотя китайцы хотят строить наше метро, железные дороги, торговые центры, дома, производить и продавать медицинское оборудование, это должен быть взаимовыгодный процесс. Иначе китайская вежливость может обернуться неуважением.

С другой стороны, бояться массового переселения китайцев на Дальний Восток, судя по всему, не стоит. Он для них пока не так привлекателен, отмечает корреспондент НТВ Сергей Холошевский.

Читайте также