Столетие со дня рождения Галины Улановой

08.01.2010, 12:37

Видео программы «Сегодня»

Уланова родилась в Петербурге в артистической семье. В девять лет она попала в балетную школу, а в 1928 году в Мариинке был ее дебют — «Спящая красавица».

Сегодня — сто лет со дня рождения Галины Улановой, балерины, чье имя в ХХ веке стало символом русского балета. Ее тонкое, полное драматизма исполнение пленяло сердца даже тех, кто не разбирался в классическом танце.

О всепокоряющем очаровании и головокружительном успехе — корреспондент НТВ Анастасия Литвинова.

Сейчас в это трудно поверить, но в детстве Галина Уланова мечтала стать моряком. Она родилась в Петербурге в артистической семье. Родители — звезды Мариинского театра. Именно поэтому, как признавалась сама Галина Сергеевна, ей не хотелось танцевать. Еще ребенком она поняла, как трудна жизнь балетного актера. Но в девять лет Уланова все же попала в балетную школу, а в 1928 году в Мариинке был ее дебют — «Спящая красавица».

Она практически сразу стала примой, ее выступлениями восхищались зрители, но сама балерина всегда была недовольна собой. Великая и скромная — такой ее и запомнили.

Светлана Захарова, народная артистка России: «Подражать ей невозможно. Можно ею только восхищаться и гордиться тем, что в нашей стране родился такой великий человек, и что ленинградская школа вырастила такую замечательную, великую, гениальную балерину».

В 1944 Уланова пришла в Большой театр и здесь исполнила одни из лучших своих партий. Балет был для нее не только красивым танцем, в каждом спектакле она создавала неповторимый образ. Как говорили критики, на сцене появилась балерина, которая при этом была непревзойденной драматической актрисой.

Марина Кондратьева, народная артистка СССР: «Она так потрясающе в „Ромео“ бежала по сцене, что зал неистовствовал больше, чем после какого-либо па-де-де или вариации, потому что это было совершенно уникально. Это ей присущ такой бег — просто через сцену».

Кадры 56-го года, Лондон. За годы советской власти русский балет впервые поехал на гастроли за рубеж. Люди ночевали возле касс, чтобы достать билеты и увидеть Галину Уланову. После спектакля артистов вызывали на сцену 27 раз, а потом в буквальном смысле несли на руках.

Николай Фадеечев, народный артист СССР: «После одного из спектаклей машину, в которой мы ехали, окружила толпа, и я почувствовал, что нас стало болтать, как на волнах. Оказывается, они подхватили огромный „лимузин“ и стали тащить, целый квартал тащили на руках».

В 59-м году Уланова выступала в Нью-Йорке. Критики стали сомневаться: сможет ли балерина в 50 лет станцевать юную Жизель так, как раньше, чтобы дух захватывало. После спектакля газеты написали, что Галина Уланова, как всегда, была прекрасна. Но она приняла тогда решение уйти со сцены.

Галина Сергеевна осталась в Большом театре и стала учить танцевать молодых артистов. Даже в 80 лет она ходила только на высоких каблуках, делала по утрам гимнастику и прекрасно выглядела.

Читайте также