Погорячее любят все

30.12.2009, 22:18

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Легендарная комедия «В джазе только девушки» отмечает полувековой юбилей. В советском прокате ленту ждал ошеломительный успех.

Празднует юбилей лучшая комедия всех времен. Это высшее звание присвоено Американской киноакадемией фильму «Некоторые любят погорячее», или «В джазе только девушки».

50 лет назад лента вышла на широкий экран. В Советском союзе кино запустили несколькими годами позже, летом 1966-го. Но аншлаги в кинотеатрах начались только к Новому году.

О приключениях Мэрилин Монро на ленинградских экранах — корреспондент НТВ Павел Рыжков.

«Я хочу, чтобы ты меня любил» в исполнении Мэрилин Монро Давид Голощёкин впервые услышал в 60-х, в фильме «В джазе только девушки».

Зал его Джазовой филармонии чем-то напоминает киношный, с лампами на столиках. Фильм с заводными композициями 20–30-х годов правдиво рассказывает о том, как в подпольных злачных местах в самый расцвет сухого закона рождался джаз.

Давид Голощёкин, народный артист России, композитор, мультиинструменталист: «Одно печалит, что джаз и мафия оказывается все время вместе. Меня это лично немножко омрачает, но ничего не поделать. Исторически джаз родился в подобных местах».

Сюжет фильма как раз и разворачивается во время рассвета американского гангстерства. Герои Тони Кёртиса и Джека Лемона бегут от мафии, переодевшись девушками.

Любимый комик музыканта Джек Лемон как и сам Голощёкин играет на контрабасе, но инструмент в кадре держит как-то неумело.

Давид Голощёкин, народный артист России, композитор, мультиинструменталист: «Джек как-то обнимает контрабас в кадре. На самом деле, когда музыкант отдыхает или разговаривает, он держит инструмент свободно, не прижимаясь к нему».

В Ленинграде одним из первых кинотеатров, где демонстрировали этот фильм, был ДК Ленсовета. Поначалу народ шел неохотно. И директор Борис Позин решил отправить на предприятия города пропагандистов — членов друзей киноклуба.

Борис Позин, заслуженный деятель культуры России, директор кинотеатра ДК Ленсовета 1964–1997 гг. : «Члены клуба выступали перед рабочими коллективами, готовили репертуар, который должен идти в кинотеатре. И двигали: культура в массу — деньги в кассу. План, план, план. План не выполнишь, тебя в Исполкоме разденут».

В ДК им. Горького изготовили афиши, чем-то похожие на американские. Только название «Некоторые любят погорячее» в советском прокате изменили. И вскоре реклама и сарафанное радио сделали свое дело.

Маленький зал на 300 мест уже не вмещал всех желающих, а большой был закрыт из-за старой пожароопасной киноустановки. Чтобы запустить туда страждущую публику, для кинопроектора нужно было раздобыть асбестовое одеяло.

Всего в 1966 году было напечатано 208 копий на страну. Это очень мало. Ленинградскому кинопрокату досталось несколько пленок. В «Петербург-кино» сегодня смогли смонтировать одну копию из трех, почти затертых еще в 80-е, когда фильм выходил на советские экраны повторно. На этой пленке голливудские звезды говорят голосами известных советских артистов: Коломбо озвучивал Глузкий, а Дафну Борис Иванов.

Киноцитаты начали уходить в народ, начали рождаться легенды. Некоторые уверяли, что видели фильм в цвете. К сожалению, такими были только фотографии со съемочной площадки. Лемон долго не мог привыкнуть к женскому наряду, прогуливаясь по студии. Отсюда и родился незабываемый образ. А фразу Монро «Это я, Душечка» снимали 47 дублей. Секс-символ 50-х иногда была рассеяна.

Людмила Платунова, ведущий методист «Петербург-кино»: «Несмотря на то, что и до нее, и после было очень много кинозвезд, это уникальный феномен. Наверное, полностью его смогут объяснить только мужчины. Женщины вряд ли. Но это действительно первая и, на самом деле, единственная настоящая секс-звезда».

Этот фильм, который, по мнению американской киноакадемии, стал лучшей комедией всех времен и народов, можно увидеть и сегодня на большом экране, в кинолектории.

За что полюбили этот фильм, объяснить невозможно. Конечно, комедия положений — любимейший зрителями жанр. А эту картину обожали в СССР не только за музыку, меткие фразы, но еще и за свободу.

Для тех, кто любит погорячее, — во всех смыслах этого афоризма. Удивительно другое, что картину смотрят и продолжают пересматривать. Она часто становится украшением новогоднего телеэфира.

Читайте также