Пока Путин не приедет: почему чиновники в регионах игнорируют нужды россиян

02.07.2017, 20:27

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Итоги недели»

Ждали и случилось: приезд Путина в Ижевск. На прямой линии местная жительница взмолилась: живем в аду, переселят только в 29-м году. Путин пообещал приехать и приехал. В результате переселят до конца года не только ее, а 11 семей. Женщине ко дню рождения от президента — путевка в Сочи и цветы. То есть обратная связь работает, власть слышит.

Корреспондент НТВ Роман Соболь решил не ограничиваться Удмуртией, а разобраться, почему по всей стране — жилье, в котором невозможно жить. Дороги, по которым невозможно ездить. И чиновники, которых, судя по всему, можно убедить только из Москвы: так жить нельзя.

К приезду Путина переулок Чапаева засыпали асфальтовой крошкой, а на фасаде барака появились свежие трубы. То ли временная канализация, то ли вентиляция. А ну как президент зайдет внутрь? Там ведь от сырости задохнутся можно. Но все эти попытки залакировать действительность Путина не обманули. Он был категоричен: здесь жить нельзя. 11 семей следует переселить до конца года.

Поселок Машиностроителей — на другом конце Ижевска. Здесь все еще хуже. На чердаке колосится трава, этажом ниже растут грибы, в подвале плодится всякая живность. Дом уже горел зимой, кое-как потушили. Сквозь дырявую крышу на единственный рабочий электрощиток льется вода. Стены разъезжаются, потолки провисли. Жильцы как могут латают дыры. Нельзя сказать, что здесь обитают сплошь маргиналы-алкоголики. Подавляющее большинство — обычные работяги и пенсионеры. Просто на их региональные зарплаты и пенсии купить иное жилье невозможно.

Но региональные чиновники и короли местного ЖКХ не помогают никому.

Юлиана Шкляева: «Ремонтировать не хотят, не ремонтируют. Но приходят платежки за капитальный ремонт. Каждый месяц по 700–800 рублей. А один раз приходила даже полторы тысячи — за лифт вычитают. Мы вообще в шоке. Какой лифт?»

Это подсудное дело: людей обворовали. Жилконторы Машиностроительного района до недавнего времени беззастенчиво пользовались юридической безграмотностью населения и покровительством губернатора Александра Соловьёва. Он был арестован в апреле, у следователей к нему много вопросов. Впрочем, погорел Соловьёв не столько на ЖКХ, сколько на дорогах.

«Будьте хозяевами на своей земле, развивайте семейный подряд!». Эти старые лозунги бывший глава Удмуртии воспринимал уж очень буквально. Его семья монополизировала все дорожное строительство в республике. Младшая дочь Юлия была замминистра транспорта. Старшая Евгения владела фирмой, поставлявшей песок и щебень. Ее муж Захар управлял компанией, выигравшей все самые «вкусные» дорожные тендеры. Семья ворочала миллиардами.

Зятя экс-губернатора арестовали во вторник. Хотя еще в апреле ижевские автомобилисты-общественники писали в Следственный комитет РФ про то, как власти «пилят» дорожный бюджет через подставные фирмы и фиктивные конкурсы.

Новые власти заставили дорожников играть по правилам: асфальта кладут больше, лучше и дешевле. Получается, в регионах деньги есть, если их не воровать. И на дороги, и на расселение ветхого жилья. Ижевский «Народный фронт» отныне будет контролировать исполнение многих социально значимых проектов. Этот опыт был бы полезен и другим городам.

За парадным фасадом довоенного многоквартирного дома в центре Воронежа — коммунальный ад. История знакомая: управляющая компания деньги собирает исправно, но ничего не делает. Коммуникации доведены до такого состояния, что дом уже нельзя «вылечить», то есть отремонтировать. Его гуманнее «пристрелить», то есть снести.

Архангельск. Люди, уставшие судится с властями, обратились в Европейский суд по правам человека, дабы отстоять свое право на жизнь. Находиться в таком доме — смертельно опасно. Маневренный фонд — не спасение. В ряде областей людей из ветхих домов заставляли переезжать в совсем «убитые».

Светлана Букова: «В 12-м году мы, как малоимущие, с мужем получили жилье. Мы его даже не могли посмотреть, так как подъезд постоянно был закрыт. Нам администрация сказала: „Получайте“».

Светлана от безысходности бумаги подписала и лишь тогда увидела свою квартиру. Говорит: в ней, как в лесу — кругом деревья. Это она о балках, подпирающих потолок. Но больше похоже на древнюю шахту. Семья сейчас живет в старом «уазике-буханке». Тесно, зато камни на голову не падают. Хождения по инстанциям ничего не дали. Светлана объявила голодовку. С плакатом «Я бездомная» каждый день сидела у здания мэрии.

Светлана Букова: «Мы сделали второй плакат, что Владимир Владимирович, помогите. Так как даже наш прокурор бессилен».

Пока гром не грянет, и президент не приедет, чиновник не почешется.

Николай Харченко, правозащитник: «Они боятся сообщать, докладывать о любых негативных проявлениях, о любых трудностях. Им всегда требуются бравурные доклады… Они не хотят видеть реальную картинку, они вводят в заблуждение вышестоящее начальство». Подробности — в видеоматериале НТВ.

Новости по теме

Читайте также