Битва за землю: война фермеров с агрохолдингами перешла в активную фазу

02.07.2017, 20:49

Видео программы «Итоги недели»

Фермеры приезжают в Москву в поисках защиты и жалуются, что их выживают с земли. По словам аграриев, такое происходит по всей стране, начиная с дальневосточных гектаров и заканчивая черноземной пашней. Они оказались один на один с крупными агрохолдингами, которые уверяют, что скорее, чем фермеры, накормят страну.

За самую плодородную землю в Краснодарском крае идет неравная борьба. Крупные агрохолдинги присылают крепких парней и выгоняют фермеров с их земли.

Михаил Волченко, фермер: «Сейчас чуть влево — утонешь вместе с машиной, машины не видно будет».

Война за землю в Калининском районе Краснодарского края закончилась поражением фермера. Местный агрохолдинг перерыл дорогу и теперь Михаил Волченко вынужден ездить на свое поле в объезд, через свалку, а это плюс 10 километров.

Людмила Волченко, фермер: «Это наша еще земля. Вот они залезли в нашу землю, загрузили, вывезли! Нигде никаких концов мы не найдем! Никому это не надо! Никто на нас не обращает внимания!»

Типичная история, в которую оказались вовлечены тысячи фермеров по всей Кубани: один агрохолдинг, который управлял их паевыми участками, разорился, его долги выкупил другой, а людей с их интересами просто выбросили за ненадобностью. Земля важнее.

Саражин Юрий, пенсионер: «Один суд признает наше право, другой не признает. Я с ними договор не заключал и не могу взять свою землю».

Виктор Макаренко, пенсионер: «Мы хотим свои земли забрать. В договоре было сказано, что через 5 лет мы имеем право. И вот уже 3 года не можем забрать. Пришли новые инвесторы, скотину зарезали. В один прекрасный день проснемся, а нам скажут: да вы никто!»

Самая известная на Кубани бабушка Анна Ивановна Данько — живая иллюстрация метаморфоз с местной землей. На нее как на подставное лицо были оформлены тысячи гектаров плодородных территорий, оставшихся в наследство от семьи Цапков в печально известной станице Кущёвская. Пенсионерка, проработавшая в колхозе 30 лет, говорит, что ни сном ни духом не ведала о свалившемся богатстве.

Анна Данько: «Кто там спрашивал? Они нас вызвали, все быстренько оформили, вот эти, которые сейчас землей пользуются. Они хозяева, получается, а мы — никто».

Фермеры по всей стране сейчас пытаются отстоять свое право на существование. В борьбе за землю и место на магазинных полках они явные аутсайдеры по сравнению с крупными агрохолдингами. Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Сергея Холошевского.

Читайте также