Возрожденные в России энтузиастами узкоколейки привлекают туристов

28.06.2017, 01:33

Видео программы «Итоги дня»

В разгар сезона отпусков в России наметилась интересная тенденция на рынке внутреннего туризма. Люди с удовольствием отправляются за сотни километров, чтобы прокатиться по чудом сохранившимся узкоколейным железным дорогам.

Без узкоколейки невозможно себе представить историю страны. Дешевая и простая в строительстве, она использовалась для перевозки грузов, по ней бегали деревянные дачные поезда. Железнодорожные линии в системе ГУЛАГа тоже были узкоколейными. Они и сейчас встречаются в российских регионах, как правило, ржавеющие и поросшие бурьяном. А ведь каждая — памятник ХХ, XIX, а то и XVIII века. Кто эти энтузиасты, которые восстанавливают узкоколейки? И почему именно сейчас в России находится так много людей, желающих прокатиться старыми маршрутами, специальный репортаж корреспондента НТВ Андрея Гордеева.

В сотне с лишним километров от Котласа, на левом берегу Северной Двины, в таежном поселке Авнюгский машинист Борис Скумин готовит в рейс свой «таежный экспресс». Шестьдесят лет назад этот поселок был основан, как станция узкоколейки. А в первое десятилетие XXI века дорога едва не исчезла, как десятки других.

Борис Скумин, машинист: «Денег не было ни у кого. А у меня от кредита оставались где-то тысяч 50. Я купил на них дизельное топливо и прочее. Пришел, этот тепловоз мне передали. Вот и стал работать потихоньку, починил вагон».

Деньги на то, чтобы заменить гнилые шпалы, выделил из резервного фонда губернатор Архангельской области. Для жителей затерянного в лесах села Поперечка этот поезд оказался единственным доступным транспортом. Никто не думал, что кому-то кроме них эти рельсы и шпалы окажутся интересны.

Борис Скумин: «Многие стали приезжать, дорога им нравится. Стали приезжать паломники».

Узкоколейная романтика выходит в новые тренды внутреннего туризма. Энтузиасты-любители устраивают тур по ближайшей к Москве сохранившейся узкоколейке. От знаменитой Мещерской магистрали, по которой в юности в школу ездил Есенин и путешествовал Паустовский, осталось немного. Только в памяти старого смотрителя остались те сотни километров путей.

Про любую сохранившуюся узкоколейку в России принято говорить «чудом сохранившаяся». Узкоколейки они же все, в основном, не пассажирские. Строились, чтобы вывозить лес и торф. А когда позакрывались лесхозы и торфодобывающие предприятия, то и рельсы начали растаскивать на металлолом. Мол, так и выгоднее. И почти никто не додумался сделать из дороги туристический аттракцион.

Подробности — в репортаже «Итогов дня».

Читайте также