Журналиста предали церковной анафеме

23.12.2009, 14:06

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

Весьма странное дело рассматривается в городском суде Пскова. Неверующий журналист обиделся на местную епархию за то, что та отлучила его от церкви.

Весьма странное дело рассматривается в псковском суде. Неверующий журналист, который никогда не ходил в церковь, обиделся на местную епархию за то, что она отлучила его от церкви. Анафеме пишущего атеиста предали монахини Спасо-Елеазаровской обители, которым не понравилась статья журналиста.

В сути взаимных претензий попытался разобраться специальный корреспондент НТВ Илья Федосов.

Первое заседание по иску о возмещении морального вреда, понесенного в результате наложения церковной анафемы, прошло без особого ажиотажа. Истец, журналист Олег Дементьев, решил обойтись без услуг профессионального юриста и представлял свое исковое заявление сам.

История началась со статьи, опубликованной в местной газете «Псковский рубеж». Автор публикации Олег Дементьев обвинил настоятельницу Спасо-Елиазаровского монастыря в попытке присвоения земельных участков, а также не совсем лестно отозвался о поведении женщин, живущих в монастыре.

Олег Дементьев, журналист: «У меня здесь были знакомые. Я позвонил, приехал. Действительно, как рассказали, во-первых, послушницы ведут себя очень недостойно, то есть, пьют, курят, матерятся».

Монастырь подал на автора в суд. Разбирательство не было долгим. Суд счел, что в статье больше эмоций, чем доказательств, и постановил, что Олег Дементьев должен выплатить 10 тысяч рублей монастырю и 10 тысяч настоятельнице в качестве компенсации морального вреда.

Но на этом конфликт не закончился. На сайте псковской епархии появилось извещение об отлучении от церкви Олега Дементьева, корреспондента газеты «Псковский рубеж».

Кроме анафемы, или так называемого великого отлучения, существует еще малое отлучение — временный запрет на участие в религиозных церемониях, на причащение и благословение. Но епархия выбрала наиболее суровое наказание — анафему, поставив таким образом журналиста Олега Дементьева в один ряд с гетманом Мазепой, Лжедмитрием и самыми влиятельными ересиархами древности.

Великое отлучение от церкви корреспондента газеты, редакция которой занимает полторы комнаты, стало неожиданностью не только для него самого, но и для многих священников псковской епархии. Некоторые из них заявили, что суровость наказания не соответствует степени вины. Кроме того, объявленная анафема не была официально оформлена, как того требуют каноны и церковные правила.

Протоиерей Павел Адельгейм, настоятель храма святого апостола Матфея в Древне Писковичи: «Эта процедура предполагает четыре предварительных акта, которые должны быть совершены последовательно. И первый из них, подчеркивается в социальной концепции, — непременная встреча с этим человеком и беседа с ним. Без этого ни о какой анафеме речи быть не может. Так вот никакой встречи с этим самым журналистом не состоялось».

Как можно отлучить от церкви человека, который никогда к ней не принадлежал, не был крещен и всю жизнь причислял себя к атеистам? Этот вопрос возник сразу же, как только было объявлено об отлучении. Но почему некрещеный атеист считает себя оскорбленным церковной анафемой, это выяснилось только после того, как Олег Дементьев подал на епархию в суд с требованием возместить нанесенный ему моральный вред.

Олег Дементьев, журналист: «Там меня обвиняли в том, что я непрофессионал, что я сам пьянствую, и написал я эту корреспонденцию по заказу. Мол, я получил огромные деньги и прочее, прочее. И вплоть до личных оскорблений».

Псковская епархия пока никак не комментирует сложившуюся ситуацию. Ее представитель в суде заявил, что ответчик не намерен удовлетворять иск журналиста, поскольку не находит для этого оснований.

Читайте также