В Воронеже нашли корабль петровских времен

17.12.2009, 12:32

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

Видимая длина корабля — около 18 метров. Трюмы аквалангисты пока не обследовали.

Воронежские подводные археологи нашли один из первых русских военных кораблей. На дне водохранилища они обнаружили остов судна, по всем признакам построенного в петровские времена. О том, что именно в Воронеже началась история военно-морского флота России, известно хорошо, но до сих пор об этом свидетельствовали только документы да якорь в краеведческом музее.

Об уникальной находке — репортаж корреспондента НТВ Ольги Черновой.

Корабль был скрыт под толщей песка и ила. В результате гидротехнических работ в русле реки Воронеж глубина увеличилась с 4 до 12 метров. Как предполагают специалисты, старинное судно — не последняя находка на расчищенном дне Воронежского водохранилища.

Владимир Врагов, аквалангист школы подводного плавания: «Остов корабля сохранен на 40–50%. Надстроек никаких нет, верхняя палуба сгнила, важно сказать, что левый борт практически целый, а правый борт изъеден».

Видимая длина корабля — около 18 метров. Трюмы аквалангисты пока не обследовали. О древности находки воронежские историки судят по четырехгранным кованым гвоздям, которыми скреплены корабельные части. Такие гвозди использовались только в XVIII веке, в том числе и для строительства военно-морского флота России, которое Петр I начал в Воронеже в 1697 году.

Валерий Березуцкий, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Воронежского педагогического университета: «Мы дело имеем действительно с уникальным явлением, которое нам преподнесла судьба. К сожалению, у нас отсутствует подводная археология в Воронеже, которая бы занималась именно этим временем».

Документальных свидетельств строительства в столице Черноземья Азовского флота немало, а вот подлинных предметов лишь несколько. В Воронежском краеведческом музее о знаменитых кораблях Петра I напоминают несколько чугунных ядер, пушки и якорь, обнаруженные на дне реки Воронеж в середине прошлого века. Корабль же найден впервые. То, что он принадлежит Петровской эпохе, не исключают и воронежские, и петербургские специалисты.

Раиса Новочихина, старший научный сотрудник Воронежского краеведческого музея: «Несколько судов затонули, не успев побывать в плавании, потому что они были изготовлены из некачественного леса».

Анатолий Белик, старший научный сотрудник Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга: «Корабли строили, а вывезти их не могли. И многие судна, построенные в Воронеже, доводили до устья, но они там и оставались».

По подводной съемке историкам сложно определить тип судна. Необходимо его детальное изучение.

Валерий Березуцкий: «Что касается корабельного состава флота — это более тысячи различных вспомогательных судов, небольшие и большие лодки. Кроме того, 23 галеры. Эта цифра хорошо известна».

Первый этап строительства Азовского флота в Воронеже закончился неудачей — опыта в кораблестроении еще не было. На воронежской верфи работали более 20 тысяч плотников со всей страны. Спешка и большой объем работ способствовали низкому качеству кораблей, некоторые суда даже не удавалось спускать на воду.

Строительство парусных военных кораблей в Воронеже велось 15 лет. Напротив Успенской церкви располагалась воронежская верфь. Останки корабля найдены как раз недалеко от нее. В новом году аквалангисты совместно с археологами продолжат обследовать уникальную находку, а местные власти приняли решение построить по чертежам петровских времен первый линейный корабль в России, который потом станет музеем.

Читайте также