С возвращением, «Рабочий и колхозница»!

04.12.2009, 20:01

Видео программы «Сегодня»

Северный вход Всероссийского выставочного центра вновь обрел тот вид, от которого все уже успели отвыкнуть.

Сегодня Северный вход Всероссийского выставочного центра вновь обрел тот вид, от которого все уже успели отвыкнуть. Там открыли монумент «Рабочий и колхозница», после шестилетней реставрации выросший на 35 метров и потяжелевший на 100 тонн.

Теперь эталон соцреализма располагается на внушительном постаменте, о котором мечтала еще создательница памятника Вера Мухина, называвшая прежний пьедестал пеньком. Столичные власти уверяют, что теперь «Рабочий и колхозница» простоят несколько веков.

Корреспондент НТВ Антон Вольский увидел обновленный монумент.

Только задрав голову теперь можно смотреть на «Рабочего и колхозницу». Но зато историческая и художественная справедливость восторжествовали. Вера Мухина всю жизнь боролась за то, чтобы 25-метровую композицию вернуть на достойный постамент. Тот, что был прежде у входа на ВДНХ, она называла пеньком. Нынешний — 34,5 метра, как и было задумано для выставки в Париже.

Советский павильон должен был поражать размерами — 60 метров в высоту вместе со статуей. Рекорд, правда, достался архитекторам из нацистской Германии, чей павильон оказался напротив. Своего орла они подняли на 65 метров, из-за чего он стал похож на воробья.

Советский герб с того парижского павильона теперь красуется на новом павильоне. Это, пожалуй, единственная деталь композиции, дошедшая до нас без изменений.

Вадим Церковников, руководитель проекта реставрации скульптуры «Рабочий и колхозница»: «Утверждать, что этот герб висел в Париже, никто не может, но и обратного мы сказать также не можем. Мы этот герб нашли, отреставрировали и установили на его законное место».

Реставрация статуи растянулась на шесть лет. Когда ее в 2003 году отправили в ремонт, многие не верили, что «Рабочий и колхозница» вернутся. Статуя была насквозь ржавая. Ее даже пытались одеть, чтоб прикрыть зияющие дыры. Костюмчик пошили 540 размера.

Кстати, изначально и рабочий, и его колхозница планировались обнаженными. Это хорошо видно на самом первом макете скульптора Бориса Иофана.

Давид Саркисян, директор музея архитектуры им. А. В. Щусева: «Это наше открытие. Это тот макет, который явился заданием Мухиной, был придуман Иофаном. Все придумано было им: рабочий, колхозница, серп и молот».

Справедливости ради стоит сказать, что Иофан и сам подсмотрел идею у античных скульпторов. Композиция копирует позу тираноборцев. Мухина героев одела, изменила наклон и добавила шарф, который стал причиной слухов и домыслов. То голова змеи покажется зажатой в кулаке крестьянки, то профиль Троцкого мелькнет в складках, а то и вовсе петля, которую рабочий с колхозницей вот-вот набросят на кого-то. Проверять приезжал сам Сталин, но ничего не нашел.

Теперь главная советская скульптура снова на месте, хоть и не том, где хотела ее видеть Мухина. Она предлагала смотровую площадку МГУ. Постамент, украшенный гранитом 12 сортов, копирует павильон парижской выставки. Он откроется на будущий год, но уже известно, что в нем будет торговый комплекс, выставочный зал и подземная парковка.

Читайте также