Автор «Ежика в тумане» показал новый мульфильм

01.12.2009, 12:31

Видео программы «Сегодня»

Это произошло на фестивале российского кино в Израиле. Над фильмом «Шинель» мастер работает уже два десятка лет и не знает, когда его закончит.

Легендарный мультипликатор Юрий Норштейн, автор «Сказки сказок» и «Ежика в тумане», показал публике фрагменты анимационной ленты по мотивам гоголевской «Шинели». Это произошло на фестивале российского кино в Израиле. Над фильмом мастер работает уже два десятка лет. И, по собственному признанию, не знает, когда его закончит.

Кадры, которые до сих пор видели только близкие и друзья режиссера, — в репортаже корреспондента НТВ Владислава Сорокина.

Он вышел на сцену под музыку из своей последней режиссерской работы. «Сказка сказок» появилась на экраны в 1979-м. Последние 30 лет о Норштейне много говорили, его анимационные фильмы получали международные премии, но нового материала от режиссера не поступало. Были зарисовки, даже рекламные ролики, но первой, по-настоящему большой премьерой стали именно рабочие материалы «Шинели», экранизация повести Гоголя. Зрителям показали треть картины, без звука. Со слов автора, к озвучке фильма он еще и не приступал.

Юрий Норштейн, режиссер, художник-мультипликатор, народный артист России: «Просмотр будет очень тяжелый, потому что это — 20 минут тишины. Даже хуже, чем смотреть кино во времена великого немого».

Гоголевский Петербург у Юрия Норштейна мрачный и какой-то безнадежный. Главный герой Акакий Акакиевич, тот самый маленький человек, выглядит не просто жалко. За 20 минут фильма даже без звука его личная трагедия проникла, кажется, в душу каждого зрителя.

«Шинель» — фильм такой же настроенческий, как и все предыдущие у Норштейна. Добиться такого эффекта режиссеру отчасти помогла та же технология прорисовки, которую он использовал в своих работах и 30 лет назад, и это не от нехватки денег на современное оборудование. Просто Юрий Норштейн так понимает искусство анимации.

Юрий Норштейн, режиссер, художник-мультипликатор, народный артист России: «Технология должна быть неудобной, ты должен сквозь нее прорываться. Она тебе должна подсказывать своей узостью художественное решение, понимаете? Когда технология такая, что ты можешь и это, и это, и то, ты будешь смотреть на все с жадностью, а потом с жадностью схватить и это, и это, и то, а в результате ничего не получится».

Он снимал «Шинель» с большими перерывами с 1981 года. То не было студии, то денег, менялся сценарий. С 20 минут хронометраж фильма вырос до 65. Когда завершатся съемки, режиссер не знает, в этом он честно признался зрителям.

Юрий Норштейн, режиссер, художник-мультипликатор, народный артист России: «Что будет дальше с фильмом, я не знаю. Но я человек математической неопределенности. И мне кажется, что, может быть, это один из важных моментов в искусстве».

По Норштейну, настоящий художник берется за работу, не имея ни малейшего понятия, куда его выведет кривая повествования. С таким неопределенным подходом к срокам производства тяжело искать спонсоров. Но со слов великого аниматора, кассовые сборы не имеют для него никакого значения. Он делает кино для себя, и надеется, что в мире найдутся люди, заинтересованные в его искусстве.

В Израиле рабочие материалы «Шинели» встретили овациями, коллеги режиссера по цеху ему по-доброму завидовали. После просмотра «Шинели» художественный руководитель театра «Гешер» — именно здесь и состоялась премьера — заявил, что он никогда не будет ставить Гоголя, потому что таких актеров, как у Норштейна, ему нигде не найти.

Читайте также