«Питерский тунеядец» Бродский помогает выжить деревушке под Архангельском

24.05.2017, 18:13

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Корреспондент НТВ побывал в месте ссылки Иосифа Бродского — деревне Норинской, где до сих пор помнят знаменитого русского поэта: его стихи, привычки и характер.

Сегодня Иосифу Бродскому исполнилось бы 77 лет. Вынужденный эмигрировать из СССР, знаменитый поэт умер в 56 лет в Нью-Йорке. В его жизни были психиатрическая лечебница, ссылка и настоятельная просьба властей покинуть страну.

Теперь места, где поэт находился в изгнании, становятся объектом культурного наследия. Например, когда-то богом забытая Архангельская деревня Норинская. Туда можно приехать и пожить примерно, как Бродский, которого деревенские именовали питерским тунеядцем. Кстати, «тунеядец» написал там почти сотню стихов.

Как передает корреспондент НТВ Илья Федосов, бывать в городах, связанных с жизнью Бродского, и не посетить Норинскую — то же самое, что путешествовать по ленинским местам, исключая Шушенское. Специалисты по творчеству Бродского предпочитают за атмосферой вдохновения ездить в Венецию и Нью-Йорк. В Норинской туризм совсем другой, внутренний, в самом философском смысле.

Приезжать сюда надо в одиночку. Норинская — деликатес для атмосферных гурманов. Деревенским бытом можно насладиться в любой северной деревне. Ощущением творческой ссылки — только здесь. Взять хотя бы дрова.

«Как вы выжили там, Иосиф?» — спрашивали его биографы и журналисты. А он им объяснял, что ссылка была самым счастливым временем в его жизни. А ему не верили и не верят до сих пор. Для городских людей здесь все элементы экзотики. Для местных, способ выживания, очищенный от лишних смыслов.

При Бродском в Норинской было 14 жилых дворов. Сейчас — тишина. От магазина остался только фундамент, от библиотеки — ничего. Есть гостевой дом, где внутреннего туриста заботливо встретят, устроят на ночь. Проведут экскурсию, которую отличает аутентичная северная непосредственность.

Надежда Пинаевская — экскурсовод. Сюда в обязательно порядке надо отправлять бродсковедов. Для защиты кандидатской — на неделю, претендента на докторскую — на месяц, с обязательным прикреплением к ближайшему хозяйству и нарядами по раздаче силоса.

Сельскохозяйственный рабочий из Бродского был так себе, весело вспоминают в деревне. Зато человек был хороший. Интеллигентный. Всем нравился. Да и угощали его тем же, чем угощают гостей и теперь — соленой треской, заваренной в кипятке.

Это не совсем тот русский Север, о котором обычно идет речь в художественной литературе и который так любят интеллигентные люди. Но зато он настоящий. Пребывание здесь меняет человека и человек отвечает взаимностью. Когда-то Норинская приняла и дала возможность жить Бродскому. Теперь Бродский не дает умереть Норинской.

Читайте также