Позавидуют Нью-Йорк и Лондон: московские власти изучают иностранный опыт реновации жилья

21.05.2017, 21:15

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Итоги недели»

Не только хрущёвки сносят — в Токио и Лондоне целые кварталы прошли через реновацию, и их жители готовы рассказать, как это было. Станет ли легче жить в ветхом жилье, если его не перестраивать, а перекрасить во все цвета радуги?

В Великобритании программа реновации ветхих домов была запущена в 2002 году, и она далеко не всегда следует демократическим принципам. Район Эйлсбери в Лондоне — отсюда до Биг Бена две мили по прямой. Вроде бы центр, но застройка ужасная. Бывший премьер Кэмерон назвал ее «олицетворением неудач государства», «жилищным бедствием» — и приказал снести. Полноправное владение квадратными метрами еще ничего не гарантирует. Британские законы позволяют изъять недвижимость у частника в случае государственной нужды и при перестройке района. Здесь все помнят историю сноса рабочих кварталов викторианской эпохи. Их сравняли с землей, а нового жилья на всех не хватило — государственное финансирование программы переселения закончилось.

В континентальной Европе решили действовать иначе — не сносить, а ремонтировать. Например, хрущёвки на окраине Ганновера были построены по советскому проекту, после визита Никиты Сергеевича в ГДР. Им сделали «подтяжку фасада», внешне они аккуратные, а внутри — труха.

В Риге проблемы старого жилого фонда тоже часто решают за счет жильцов. Государство оплачивает часть расходов, а для завершения реконструкции людям предлагают взять кредиты. Впрочем, Латвия — страна небогатая. А как проходит реновация в благополучной Америке? Там все осложняют невероятно запутанные формы частной собственности. Например, на Манхэттене собственников жилья очень мало — налоги дикие. Все живут на съемных квартирах. Ремонт, перестройка зданий — обязанность домовладельцев. А они экономят и делают ровно столько, чтобы строение хотя бы не рухнуло как можно дольше. Доходит до абсурда. Джо Мосомилло — один из крупнейших застройщиков в Нью-Йорке. Он 25 лет не мог приступить к реконструкции старого дома, потому что в нем оставался всего один упрямый жилец. Некий дедушка платил 98 долларов социальной ренты в месяц и не выезжал до самой своей смерти. При том что домовладельцу содержание ветхого здания обходилось в сотни тысяч долларов.

Иностранный опыт реновации — большой и противоречивый. И разумеется, в Москве его сейчас тщательно изучают, дабы не наступать на чужие грабли.

Сергей Левкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы: «В Германии при санации территории предлагается район проживания другой. Либо смежный, либо другой. У нас в Москве какие решения приняты: первое — квартиры будут предоставляться сразу. Без какого-то маневренного фонда или временного переселения. Второе — в закон внесены предложения о переселении в тот же район, в котором проживает жилец сносимой пятиэтажки».

Изучается и зарубежное законодательство — весьма жесткое и позволяющее забирать у людей недвижимость под минимальные госгарантии.

Сергей Левкин: «В Москве мы не планируем никакого изъятия. Мы планируем обмен собственности на равноценную или равнозначную квартиру, которая, по нашему мнению, будет дороже по стоимости на 25–35 процентов».

Предполагается, что условиям московской реновации будут завидовать и ньюйоркцы, и лондонцы, и рижане с ганноверцами.

Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Романа Соболя.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также