Медвежьи услуги

26.11.2009, 20:25

Видео программы «Сегодня»

В московском выставочном комплексе открылась выставка «Хэлоу, Тэдди».

Cегодня в московском выставочном комплексе открылась выставка «Хэлоу, Тэдди». Речь идет о знаменитом игрушечном медведе. В популярности он может соперничать разве что с Барби. В США, Великобритании и скандинавских странах даже есть праздник — День плюшевого мишки.

По этому зверю вот уже 100 с лишним лет сходят с ума не только дети, но и коллекционеры. На аукционах эксклюзивные медвежата уходят за десятки тысяч долларов. А художники, зная это, создают все новые и новые образы знаменитого персонажа.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг впечатлился.

Для пенсионерки Ольги Владимировны вопрос «куда уходит детство» ребром не стоял. Год назад он взмахнул мягкой лапой, и она в это детство впала. Теперь эти мишки украшают не только стенд, но и всю квартиру опытной медведоведши.

Ольга Клименко, художник-декоратор: «Вы потрогайте, какой он приятный. Во-первых, когда трогаешь, он приятный, и сама ткань мягкая. Это одно из достоинств. Другое — просто понравилось идея, и решила сделать мишку в клеточку, на английский манер».

Благородных кровей Мишка Тони родился из шерстяных брюк супруга, лазоревая Михайловна — из джинсовой куртки дочери. В голове его по-прежнему опилки, но в остальном в ход давно уже идут все возможные материалы.

За свою столетнюю историю игрушечный медвежонок стал не только другом ребенка, но и символом разных эпох для взрослых. Тут вам и Мишки из газетной подшивки — например, «Комсомолки» брежневских лет, и Боб Михайлович Марли, и даже медведи начала прошлого века. Точно с такими играли дочки последнего российского императора.

Плюшевых мишек здесь продают, покупают, обсуждают на научных симпозиумах и в почти научных журналах. В этом медвежьем краю взрослых вообще на порядок больше, чем детей. Ведь за таких плюшевых мишек десятки тысяч коллекционеров готовы платить десятки тысяч рублей. Так, трехметровая игрушка — вовсе не для партийных съездов, а скорее, для частных посиделок в гостиной. Продавцы признают: вкус у владельца должен быть специфический, потолки циклопические.

Мария Аввакумова, представитель фирмы-изготовителя: «В основном, загородные дома украшают такого рода изделиями, такого рода большими, гигантскими игрушками интерьерными, то есть для украшения интерьера».

Это в русской традиции Мишка-Топтыжка, а в европейской — сама элегантность. 30 тысяч рублей тут просят за Мишель прет-а-порте от Жана Поля Готье, за 90 тысяч согласны продать Михаэля от Карла Лагерфельда.

Хотя настоящие ценители согласны только на классику: раз мишка — значит, плюшевый. Другое дело, что настоящего плюша в стране давным-давно не делают. Оксане Курилюк и ее коллегам приходится искать заветный материал по чердакам и бабушкиным сундукам. Зато в итоге никакой косолапости — полная аутентичность.

Оксана Курилюк, художник-декоратор: «Это ведь что было? Это были шторы, скатерти, коврики прикроватные и так далее. Представляете, сколько мыслей, ощущений, чувств и так далее внес этот человек, и сколько осталось в этом традиции, сколько осталось в этом энергетики».

Лучших российских мишек в Америке и Европе награждают медвежьими «Оскарами». И тут наши художники уже впереди. Правда, за рубежом их любимцев зовут не «плюшевый мишка», а «Тэдди» — в честь американского президента Теодора Рузвельта.

Однажды, в 1902 году он отправился на охоту в леса Миссисипи, но ничего не добыл. Тогда егеря сами отловили медведя, привязали к дереву и предложили президенту стрелять. Но Рузвельт гневно отказался, сказав, что это не спортивно. Медведь остался в живых, а имя Тэдди Рузвельта стало символом для новой игрушки.

И советские мишки, и Винни-Пух, и все, все, все вышли родом из того же самого Тэдди. Правда, судя по этой выставке, русский медведь из старых сказок нашим детям еще тоже скажет свое веское слово.

Читайте также