Коварная яма в чистом небе: от катастрофы рейс Москва — Бангкок уберегли пилоты

06.05.2017, 20:34

Видео программы «Центральное телевидение»

Репортер «Центрального телевидения» Алла Давыдова, пытаясь разобраться в том, почему «турбулентность ясного неба» невозможно предугадать, с ужасом для себя и других путешественников поняла, что даже пострадавшие пассажиры злополучного рейса Москва — Бангкок, можно сказать, родились в рубашке. Ведь встреча с такой турбулентностью могла закончиться серьезной трагедией.

В 1958 году советский Ту-104, попав в турбулентность, свалился в смертельный штопор. В 1966 году мощная турбулентность буквально разорвала японский Boeing 707 на части. В 2001 году американский Airbus, оторвавшись от взлетной полосы, попал в турбулентность от следа впереди летевшего лайнера. Растерявшийся пилот обрушил самолет на жилой квартал.

Опытные пассажиры знают, что чаще всего трясет в облаках, над горами и рядом с берегом моря. Все эти воздушные ямы легко предвидеть: пилот начеку, пассажиры пристегнуты. Но турбулентность при ясном небе — это внезапные воздушные потоки, которые играют с самолетом, как с пушинкой. И даже намертво пристегнувшись, как быть уверенным, что пилот справится с турбулентностью, а воздушное судно выдержит гигантские перегрузки?

Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации: «Там такая мощь, что она его ломает так же успешно, как коробочку спичек».

Олег Смирнов подчеркивает: чаще всего причина авиакатастроф — не сама турбулентность, а ошибка пилота в воздушной яме. Он уверен: именно действия экипажа рейса Москва — Бангкок спасли 313 жизней.

Олег Смирнов: «Эти реки из воздуха достигают до 300 км/ч — такая бывает скорость этих потоков. Если самолет превысил критический угол атаки, эта подъемная сила исчезает, и эта железяка весом 160 тонн превращается просто в тело, шкаф, шифоньер, который начнет падать хаотично».

Самолеты с каждым годом становятся все лучше, пилоты учатся на чужих ошибках, но доцент университета Рединга Пол Уильямс бьет тревогу: расслабляться не стоит, и с каждым рейсом трясти будет все сильнее. Ведущие метеорологи мира объясняют участившиеся случаи сильной турбулентности глобальным потеплением, от которого не спрятаться, не скрыться.

А пассажиры рейса Москва — Бангкок едва ли понимали, чего стоило летчикам удержать этот самолет и спасти их жизни. Репортер «Центрального телевидения» Вячеслав Немышев отправился в Таиланд, чтобы узнать, что сейчас происходит с десятками пострадавших, которые вместо долгожданного отдыха на пляжах проведут майские праздники в больничных палатах.

Истории пассажиров и мнения экспертов — в репортаже.

Читайте также