В Одессе активисты готовят акцию в память о трагедии в Доме профсоюзов

02.05.2017, 11:50

Видеосюжет: Светлана Гордеева
Видео программы «Сегодня»

Сегодня Одесса вспоминает жертв трагедии трехлетней давности. Тогда экстремисты подожгли Дом профсоюзов. В огне погибли десятки человек, сотни пострадали. Никаких официальных мероприятий не планируется, свои акции готовят лишь общественные активисты. Они хотят устроить памятный митинг в центре города, а вечером зажечь свечи вокруг Куликова поля.

Прошло три года, а в Одессе так и не появился официальный мемориал в память о трагедии, случившейся 2 мая. Искусственные цветы на заборе у Дома профсоюзов, да фотографии, которые, правда, постоянно срывают. Вот и все. Как будто и не было десятков погибших и сотен раненых.

Виктория Мочиука, активист движения «Куликово Поле»: «Три года. Постоянно ночью приходят и, словно воры, уничтожают цветы, разбивают лампады, просто творят здесь беспредел».

Среди тех, кто создавал этот стихийный уголок памяти, есть такие люди, как Виктория, которых события 2 мая напрямую не коснулись. Не было тут ни их самих, ни их близких. Но разве это имеет значение, когда в XXI веке в твоем родном городе заживо жгут людей?

Как передает корреспондент Светлана Гордеева, 3 года назад здесь радикалы, националисты и ультрас разгромили палаточный лагерь протестного движения «Куликово поле». Мирные активисты просили у новой украинской власти, пришедшей к управлению страной после «Евромайдана», в том числе провести референдум, чтобы не чиновники, а люди выбирали, с кем им по пути — с Таможенным союзом или Европой. Просили оставить русский в качестве второго государственного языка, что логично для Одессы, где живут люди более 100 национальностей.

Оксана, активист движения «Куликово поле»: «Цели были абсолютно мирные. Мы стояли за свои ценности, для нас важен праздник 9 Мая, то, что сегодня с другой стороны уничтожается. У нас не было никаких целей, которые были бы направлены против Украины».

Все помнят, чем все закончилось, когда активисты, которых было намного меньше, попытались укрыться в Доме профсоюзов. Здание подожгли. Пламя очень быстро распространилось по этажам, выходы оказались заблокированными. В том пожаре погибли 48 человек, более 200 получили ранения.

У Людмилы Никитенко в тот страшный день погиб единственный сын. Во время пожара Максим выводил из здания женщин с детьми, которые просто гуляли по площади и вынуждены были прятаться в Доме профсоюзов, когда начались столкновения. А потом Максим выпал из окна пятого этажа.

Людмила Никитенко: «Я вам честно скажу: я горжусь своим сыном. Он при жизни был человеком».

Следствие словно замерло. Три года вроде бы велась работа — проводились экспертизы, опросы свидетелей, даже нескольких человек арестовали, а результатов нет. До сих пор неизвестна даже причина смерти людей. По рассказам очевидцев, тела выглядели странно.

Владимир Чечёткин, председатель обкома профсоюза работников автотранспорта и автохозяйства: «Я был шокирован, когда мы на первый этаж поднялись. Лежала девушка, она была коричневая».

Юрий Ткачёв, главный редактор интернет-издания «Таймер»: «В принципе, проанализировав списки повреждений, токсикологию, можно было бы сделать какие-то выводы, но украинские правоохранительные выводы изо всех сил отбиваются от того, чтобы эти протоколы обнародовать».

Если в расследовании сегодня затишье, то в подготовке к годовщине трагедии власти, напротив, развили бурную деятельность. Одессу наводнили войска нацгвардии, на Куликовом Поле проходят то ли учения, то ли смотры. Активисты и родственники погибших боятся, что под предлогом анонимных сообщений о том, что здание заминировано, им, как и в прошлые годы, даже не дадут возложить цветы к Дому профсоюзов.

Связанные новости

Читайте также