«Записки сумасшедшего» в новом переводе

15.11.2009, 13:34

Видео программы «Сегодня»

Театральный эксперимент. Постановка по Николаю Гоголю языком жестов. Это театр «Синематограф» ставит пьесы для слышащих и для глухих.

Произведение великого Николая Гоголя переложили на язык жестов. Эта заслуга актеров театра «Синематограф». Они сумели с помощью движений рук дословно передать зрителю содержание знаменитых «Записок сумасшедшего».

За театральным экспериментом наблюдал корреспондент НТВ Илья Бухтуев.

Этот спектакль полон звуков: шорох разбросанных газет, стук каблуков актрис, скрип половиц, звук передвигаемых по сцене стульев, музыка из динамиков, да мало ли шума в свои уши собирают те, кто слышит хорошо, а не слабо, как актеры этого театра.

Ведь согласитесь, большая разница воспринимать обстановку и окружающий мир например под звуки фортепиано, и в тишине, ничем не нарушаемой. Но «Записки сумасшедшего», как и все, что делает театр «Синематограф» — и для слышащих, и для глухих. В труппе нет такого деления, а значит, и в зале быть не должно.

Андрей Назаренко, режиссер спектакля «Записки сумасшедшего»: «У нас идея именно соединения вот этих двух миров. Почему-то их считают какими-то отдельными, а на самом деле нет».

Жестовый язык сам по себе маловыразителен, в нем нет обозначения для множества явлений и понятий. Словосочетание «язык жеста» скуден для Гоголя.

Андрей Назаренко, режиссер спектакля «Записки сумасшедшего»: «Через жест для не слышащей публики передать именно атмосферу Гоголя, то есть, его фразеологические обороты».

А ведь в жестовом языке нет падежей и предлогов. Что делать? Они, по сути, занялись словообразованием, выдумыванием новых жестов для глухих.

Максим Тиунов, актер театра «Синематограф»: «У каждого свой взгляд. Режиссер помогал, я что-то добавлял, в общем, получилось так, как получилось. Каждый по-своему играет и сходит с ума.

Корреспондент: „Человек, который посмотрел ваш спектакль, о чем он должен задуматься?“»
«О том, что жизнь — это не шутка».

«А сколько времени ушло на репетиции и этот поиск новых жестов, насколько он мучителен?»
Алексей Знаменский, актер театра «Синематограф»: «Вообще-то, это наша актерская кухня, так что мы промолчим».

Этому театральному проекту три года. В репертуаре пока три спектакля. Главная проблема: у артистов нет своей площадки. Сегодня они выступали в Доме Высоцкого на Таганке, завтра на несколько дней уезжают в Питер, а репетиции где придется, или как договорится директор.

Аплодисменты создадут вибрацию в воздухе, и до артистов донесется лишь «шшшш».

Читайте также