«Это была война за первенство в мире»: Третьяк в юбилей вспомнил самые сложные матчи

25.04.2017, 12:31

Сегодня поздравления принимает лучший хоккеист XX века. Владиславу Третьяку — 65 лет. Многочисленные победы клуба ЦСКА и сборной СССР во многом связаны с его игрой. В 70-е и 80-е годы одна только фраза спортивного комментатора «В воротах играет Владислав Третьяк» уже гарантировала, что впереди зрителей ждет увлекательный, незабываемый матч.

Сейчас жизнь 10-кратного чемпиона мира и трехкратного олимпийского чемпиона по-прежнему связана со спортом. Последние 10 лет Владислав Третьяк возглавляет федерацию хоккея России.

Накануне дня рождения Владислав Третьяк открыл детский хоккейный турнир. Он не выступает уже 33 года, но кто же его не знает? Владислав Третьяк прекрасно помнит, как начинал играть в хоккей. Такой формы, как у ребят на детском хоккейном турнире, у него, конечно, не было.

Владислав Третьяк: «Первая экипировка — сегодня мальчишки бы удивились — была намного короче моих колен. И мне все время попадали в чашечку. Но мне было все равно, я настолько хотел играть в хоккей. Я с этим баулом ездил в трамвае в ЦСКА на улицу Куусинена. Все видели, что я хоккеист, такая гордость была».

Совсем мальчишкой он стал вратарем сборной — головокружительный взлет. На трибунах сиживал сам Брежнев, игроков сборной руководство страны знало в лицо.

Владислав Третьяк: «У Леонида Ильича был день рождения. В раздевалку вбегает Павлов, министр спорта. „Так, Макаров, Третьяк, идем, бежим быстро! Снимайте быстрее. Леониду Ильичу поедем подарки вручать от нашей команды“. К Брежневу я пришел, он меня расцеловал, до сих пор не моюсь. Он сказал: „Владислав, а что это вы финнам проигрываете?“. Я говорю: „Мы финнам никогда не проигрываем, мы у них выиграем сейчас“. „А чего это у вас на английском языке фамилии? Не разберу“. Павлов: „Ну, вы знаете, у нас международный турнир“. Потом мы выиграли все, на следующее утро пришли, а нам за ночь перешили все майки, чтобы Леонид Ильич видел, кто есть кто».

Легендарные матчи с канадцами 1972 года, всемирная слава — это история, если смотреть на экране телевизора. Но как все было живо и жарко на льду, знают только участники.

Владислав Третьяк: «Конечно, борта трещали. Нам там на первой минуте гол забили. Фил Эспозито подъехал: „У тебя все, мальчик, впереди“. А второй гол забили на третьей минуте. Органную музыку нам сыграли, похоронный марш. На площадке был бой настоящий. Это была война за престиж и первенство в мире. Но я хочу сказать, что прошло столько времени, и лучшие друзья — это те, кто играл против нас. Нечасто, но если видимся, обнимаемся, вспоминаем. Есть, что вспомнить».

Владислав Третьяк был в самом сердце знаменитой «красной машины», и эта машина требовала человека целиком.

Владислав Третьяк: «Нам многие завидовали, что мы хорошие квартиры имеем, на машинах ездим, зарплата хорошая и за границу выезжаем. А мы завидовали простым людям, когда видели из окна автобуса: кто-то идет с букетом, мальчик ухаживает за девушкой, идут с тортом домой. Первое время дети даже не узнавали. Мне было обидно, когда я пришел, а сын Дмитрий на вопрос „Где папа?“ показал на фотографию».

Член партии, награжденный орденом Ленина, Владислав Третьяк все же вызывал у советского руководства странное недоверие: его старались не отпускать за границу с семьей.

Владислав Третьяк: «Меня три года подряд приглашал президент федерации Швеции — в 1976-м, 1977-м и 1978-м. И меня не отпускали, потому что только с разрешения члена политбюро можно было выехать за границу с супругой».

Уже когда страна приоткрылась, в 1989-м, когда Третьяк уже шесть лет как не выступал, вице-президент клуба «Чикаго Блэкхокс» пригласил его играть в команде. Но Третьяк отказался: имя дороже.

Читайте также