Война как она есть: петербуржцев приглашают на масштабную выставку Верещагина

20.04.2017, 20:57

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Русском музее открылась выставка художника, который, получив военное образование и проявив себя на полях сражений, стал убежденным пацифистом и своим творчеством доказывал: хуже войны нет ничего.

Василия Верещагина обычно вспоминают, как автора картины «Апофеоз войны», совершившей революцию в искусстве. До этого военные походы изображали как увлекательные мужские приключения, которые всегда заканчиваются победой. Верещагин же первым показал всю правду — смерть и кровь.

Корреспондент НТВ Илья Федосов
оценил творчество баталиста Верещагина.

Вообще-то Василий Васильевич Верещагин не любил, когда его называли художником-баталистом. Но даже музейные работники до сих пор в отношении его используют этот термин. Правда, в том, что классические баталисты воспевали сам процесс битвы, а Верещагин описывал результат.

Казалось бы, картина посвящена победе генерала Скобелева: командующий несется, шапки в воздух летят, но в центре композиции совсем не это, а тела убитых. Тогда никто так не писал. Такое построение картины вызвало неудовольствие государя. А ведь с тех пор идеи Верещагина нисколько не устарели.

Верещагин действительно изображал войну как она есть. И даже знаменитый «Апофеоз»- это не метафора, а голый факт. Такие пирамиды из черепов побежденных складывал Тамерлан.

«Он не живописец», — говорили про Верещагина критики того времени, и добавляли: «Он — гений». То, что в наше время называют инсталляциями, Василий Васильевич устраивал при Александре III.

По рассказам посетителей, картины Верещагина в залах без окон, со специальным освещением, сопровождаемые музыкой, вводили зрителей в транс. Кого-то покоряли цвета, кто-то изумлялся детальности проработки не только живописи, но и рам. Именно эта универсальность Верещагина и усложнила задачу организаторам выставки.

Екатерина Шилова, старший научный сотрудник отдела живописи Государственного Русского музея: «Самое сложное было — отобрать произведения. Наследие Верещагина очень обширно. В Русском музее большая коллекция его работ — около 100 произведений. Но они очень разные. Но большинство работ — это подготовительные этюды, которые не всегда носят экспозиционный характер».

Василий Васильевич был человеком специфическим. Он не любил Академию художеств, академия не любила его. В своих произведениях он уделял внимание не сюжету, а деталям. Поэтому читать его картины и в наше время — огромное удовольствие. Нужно лишь один раз попробовать.

Читайте также