Артисты Варшавской оперы погрузили петербуржцев в подлинный XVIII век

10.04.2017, 19:11

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Барочную оперу Фридриха Генделя артисты из Варшавы сыграли и спели именно так, как ее исполняли в XVIII веке. Спектакль «Именео» представляют в рамках II Международного фестиваля камерной оперы.

Как отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков, постановок, связанных с именем Георга Фридриха Генделя, в репертуаре оперных театров нет. Почти за три столетия в этом мире изменились инструменты, музыка. Исчезли и певцы-кастраты, которые исполняли ведущие партии. Однако на этом фестивале можно услышать барочную оперу в том же звучании, что и при жизни композитора.

Неподготовленных зрителей фестиваля камерной оперы в «Именео» ожидал сюрприз. Исполнитель партии Тиринто начал свою арию спиной к публике. Создалось впечатление, что в зале зазвучал женский голос.

Это действительно меццо-сопрано, но в исполнении контратенора Яна Якуба Моновида. Гендель писал партию для кастрата, обладающего тембром мальчика, но силой голоса взрослого человека. Последний из таких певцов умер в начале ХХ века. Как объяснил Моновид, в таком диапазоне при желании и сегодня может петь почти любой мужчина.

Ян Якуб Моновид, исполнитель партии Тиринто, контратенор: «Все мужчины имеют такой голос. У одних красивый, у других некрасивый. Можно, конечно, тренировать. Правда, у кого-то получится лучше, а кого-то хуже».

Как выяснилось, Моновид способен брать еще две октавы баритоном, но в опере использует высокий голос. Как подсказывает художественный руководитель театра Яцек Лешковский, такие возможности имеют все контратеноры.

«Гименей» Генделя — необычная барочная опера. По сюжету это, скорее, трагикомедия, но сам композитор называл ее опереттой. Хотя к привычному жанру она имеет весьма условное отношение. Сегодня Гендель оказался сложен для постановки даже силами такого коллектива как Варшавская камерная опера, который специализируется на аутентичности звучания музыки первой половины XVIII века.

Алиция Венгожевская, директор Варшавской камерной оперы: «На протяжении 26 лет мы проводим Моцартовский фестиваль и ставили все спектакли австрийского композитора. У Варшавской труппы очень тонкий подход к оперному искусству. И теперь мы решились ставить Генделя».

Как признаются поляки, подобные постановки, конечно, слишком элитарны. Они для тех, кто хорошо знает оперную музыку. Варшавский театр — редкий гость в Санкт-Петербурге, и с этой постановкой он явно стал настоящей сенсацией II Международного фестиваля камерной оперы.

Читайте также