Пространство света кисти шестидесятника

14.10.2009, 15:50

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В музее современных искусств имени Дягилева выставили работы ленинградского нонконформиста Якова Виньковецкого.

Возвращение на родину спустя треть столетия. В музее современных искусств имени Дягилева выставили работы знаменитого шестидесятника Якова Виньковецкого. «Окна в пространство света» — так называется серия живописных полотен ленинградского нонконформиста.

На экспозиции побывала корреспондента НТВ Юлия Олещенко.

Неудачную картину Яков Виньковецкий сравнивал со стеной, удачную — с зеркалом или окном. Если картина удалась, утверждал художник, она может открыть зрителю нечто иное, находящееся за стеной.

Самая первая персональная выставка нонконформиста Якова Виньковецкого состоялась в 1968 в клубе одного из закрытых ленинградских предприятий. Комсомольские активисты готовились разгромить авангардное искусство, но на защиту автора встал известный актер Иннокентий Смоктуновский.

Диана Виньковецкая, вдова Якова Виньковецкого: «Зал весь взвыл, закрничал. И в ждановском закрытом клубе было, наверное, около двух тысяч человек. Смоктуновский вышел и говорит: „Что вы пристали к художнику? Что он хотел выразить? Смотрите и думайте!“»

В музее современных искусств им. Дягилева выставили серию живописных полотен под названием «Окна в пространство света». Большинство из них написано в начале 80-х, уже после эмиграции в Америку.

Заокеанские критики находят в его творчестве синтез американского экспрессионизма и византийской иконописи. Русские коллеги восхищаются тем, как геолог по образованию сумел с помощью красок создать пространство, наполненное философским смыслом.

Леонид Перловский, физик, друг Якова Виньковецкого: «Здесь есть глубина взгляда. Его, Якова, прежде всего, интересовало именно это. Хотя картины абстрактные, в них нет конкретного. В них, прежде всего, глубина мысли».

Одни узнают в сплетениях темных линий и световых пятен срез диковинных минералов и блеск кристаллов, некогда привозимых Виньковецким из геологических экспедиций. Другие — нимбы и лики святых, духовных вестников — персонажей абстрактных икон.

Но выбор здесь излишен. Сам автор утверждал, что человек существует в двух мирах: в мире свободы и мире необходимости. И противоречия между ними способно устранить только искусство.

Читайте также