Стокгольм спровоцировал скандал

05.10.2009, 20:11

Видео программы «Сегодня»

В Стокгольме стартовала Нобелевская неделя, и первое же объявление лауреатов привело к международному скандалу.

В Стокгольме сегодня стартовала Нобелевская неделя. И первое же объявление лауреатов привело к международному скандалу. Премию в области медицины и физиологии присудили трем американцам. Элизабет Блэкбёрн, Кэрол Грейдер и Джек Шостак награждены «за открытие того, как хромосомы защищаются теломерами и ферментом теломеразой».

Скандал в том, что это открытие — важное для лечения наследственных болезней и понимания механизма старения — было теоретически предсказано еще в 70-е годы советским ученым Алексеем Оловниковым. Почему же его забыл Нобелевский комитет, недоумевает научное сообщество…

Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов попытался разобраться.

Если попытаться объяснить на пальцах, за что же дали в этом году Нобелевскую премию по физиологии и медицине, то получится примерно следующее. Когда клетка делится, кончики ее хромосом — теломеры — постепенно расходуются. Они обеспечивают правильное копирование хромосом, но тратятся при этом сами. И именно потому, что этот ресурс небесконечен, нормальная клетка может делиться не сколько угодно, а только ограниченное число раз. Потом — опять же, в норме — клетка умирает.

Нобелевские лауреаты — Блэкбёрн, Грейдер и Шостак — экспериментально, в пробирках, на примере инфузорий исследовали этот процесс, роль в нем фермента теломеразы и приблизились еще чуть-чуть к одной из главных тайн мироздания.

Павел Лобков, научный обозреватель НТВ: «Грубо говоря, теломеразы — это один из ключей к бессмертию. С одной стороны, если теломеразу активировать там, где надо, теоретически можно продлить продолжительность жизни человека до бесконечности. А умерив нрав теломеразы в раковых клетках, ученые получают один из мощнейших рычагов воздействия на раковые клетки, может быть, даже ключ к победе над раком».

Важность несомненна. Но почему дали премию именно этим троим? Ведь история открытия такова: еще в 60-е американский биолог Леонард Хейфлик открыл сам факт небесконечного деления клетки. А в 71-м советский ученый Алексей Оловников объяснил, тогда только теоретически, почему так происходит. Он говорит, что его осенило однажды вечером, когда он спустился в метро.

Алексей Оловников, ведущий научный сотрудник Института биохимической физики РАН: «И тут, Боже мой, все уложилось сразу воедино. Значит, рельс, по которому идет поезд, это ДНК, а ДНК полимераз, то есть фермент, который делает копию, это тот самый поезд, поезд ДНК полимераза. Полная аналогия».

Интервью с Алексеем Оловниковым несколько недель назад записывал Павел Лобков для своего нового проекта «Гены против нас». Сейчас ученый отказывается от общения с прессой. Он не хочет комментировать решение Нобелевского комитета, замечая, впрочем, что весь мир знает, кто был первым.

Владимир Скулачёв, академик РАН, директор Института физико-химической биологии им. А. Н. Белозёрского: «Если бы одна Блэкбёрн получила Нобелевскую премию, это еще можно было бы как-то обсуждать. Но то, что премию дали двум ее сотрудникам, а Оловников оказался не удел, мне кажется вопиющей несправедливостью. Очень обидно, что среди трех лауреатов Нобелевской премии не хватило места для того человека, который все это придумал».

Павел Лобков, научный обозреватель НТВ: «Человек, который в пробирках это делает, венчан. А человек, который все это силой мысли вычислил, как Ле Верьер нашел Плутон по отклонению орбиты Нептуна, такие люди не получают Нобелевской премии. Это закономерность в последнее время».

Ученые, однако, не склонны видеть в решении Нобелевского комитета какую-то дискриминацию отечественной науки. Все предпочитают смотреть в будущее, рассуждая, сколько нового и полезного принесет само открытие.

Алексей Оловников ведущий научный сотрудник Института биохимической физики РАН: «Теломеразную активность нужно где-то применять в половых клетках, она нужна. Но когда она в патологии, в раковой клетке, тогда плохо».

И сам Алексей Оловников уже придумал новую теорию клеточной смерти. Она должна объяснить все несостыковки, которые пока все-таки мешают найти то самое заветное лекарство от старости.

Читайте также