Лечение творчеством

02.10.2009, 18:40

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Дети-инвалиды из школы-интерната №22 преподают урок арт-терапии. Музыкой и пением здесь учат говорить.

Сегодня, в первую пятницу октября, отмечается Всемирный день улыбки. Его появлением мир обязан художнику Харви Бэллу. Он придумал так называемый смайлик, то есть улыбающуюся желтую рожицу. Знак, который должен был стать символом одной из компаний, приобрел всемирную популярность.

К сожалению, далеко не все могут и хотят улыбаться. Детей из 22-й школы-интерната специально учат этому на уроках арт-терапии. Ребятам с ограниченными возможностями показывают, как выразить с помощью творчества то, что сложно передать словами.

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

На первый взгляд, эти ребята ничем не отличаются от своих сверстников, вырвавшихся с уроков на перемену. И только обратив внимание на тех, кто прогуливается по коридору с помощью учителя, понимаешь: все они — особые дети.

Урок арифметики — один из немногих из общеобразовательной программы. Здесь не столько дают знания, сколько учат жить. 10-летний Саша — один из самых толковых учеников. Молочную реку преодолевает несколько раз и с легкостью.

Сегодня на уроке по адаптации в окружающем мире разбирают сказку «Гуси-лебеди». Кому-то это дается очень непросто. Но большинство старается. Вылепить из настоящего теста самый аккуратный пирожок и как можно быстрее найти путь к избушке. Так сказкотерапия развивает моторику, логическое мышление или просто помогает понять, как двигаться.

В старших классах занятие, на котором учат выражать свои чувства. Никаких конкретных заданий. Подростков просят попытаться передать на холсте свои ощущения, если не возникают образы. Почти все рисуют море: у кого-то оно темнее или светлее, с солнцем или облаками. К концу урока цветовая гамма становится насыщенной. И по ней психолог может понять, в каком состоянии его подопечные.

Музыка в этой школе — основной инструмент терапии. От незатейливых детских песен до симфонических произведений. Но репертуар здесь всегда выбирают особо тщательно. Ведь любая мелодия должна вызывать только позитивные эмоции и заставлять думать.

Александр Оприщенко, учитель музыки: «Вы решили, что это было море. И это море было спокойное, но оно стало спокойным после бури».

В какой-то момент этот класс погружается в волшебные звуки классики. Ее здесь слушают на стареньком проигрывателе, на виниле. Шопен, Шуберт, Глинка. Для старших классов — Шостакович, Прокофьев. Чего не найдешь в коллекции учителя музыки, так это Вагнера и Скрябина. Зато Чайковского тут почти полное собрание сочинений. Он — любимый композитор необычных детей.

Музыкой и пением здесь учат говорить. Даже тех, кто казалось бы обречен на вечное молчание. И пусть сразу не понять смысл сказанного, главное не опускать руки. И вслед за звуками появятся пусть и не особо разборчивые, но сначала слова, а потом фразы. И это большая победа.

Маме Саши говорили, что ее сын не будет ходить, говорить… До пяти лет он действительно молчал. А сегодня четко произносит отдельные слова, иногда предложения. И Ольга требует от него большего — произносить фразы быстро и внятно.

Еще Саша играет в футбол, уверенно подтягивается и попадает мячиком в мишень. Только родители особых детей могут представить, каких усилий все эти достижения сына стоили Ольге Кусовской. Но она кажется с невероятной легкостью преодолевает трудности, которые других иногда заставляют замкнуться в себе на всю жизнь.

Ольга Кусовская, мама Саши: «Саня мне дарит столько любви. Не знаю, могут ли другие мужчины столько подарить любви или нет. Это постоянно ощущаешь. Так было с пеленок».

Саша общителен, доброжелателен, умеет шутить. У него столько дел, что он не всегда успевает перебрать свои игрушки. Когда он особенно устает после долгого учебного дня, идет к коту. Общение с другом придет ему сил.

Читайте также