У летчиков забирают небо

24.09.2009, 19:56

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На площади Чернышевского пикетировали сотрудники ГТК «Россия». Компания снимает с полетов все Ту-154, а в экипажах «боингов» штурманы и бортинженеры не предусмотрены.

На площади Чернышевского пикетировали летчики ГТК «Россия». Из-за нормативов по шуму и экологической безопасности авиаперевозчик принял решение снять десять самолетов Туполева с международных авиалиний.

Затем с 4 декабря авиакомпания собирается уволить более 400 человек персонала. Сегодня 50 из них вышли на акцию протеста. Действительно ли массовых увольнений не избежать и о чем думают те, кто теперь будут летать только в качестве пассажиров?

Репортаж корреспондента НТВ Алексея Кобылкова.

То, что он слишком шумный, — это лишь одна из претензий к Ту-154. Главное, экономически невыгодный. Именно поэтому до 1 ноября все легендарные самолеты бюро Туполева окончательно улетят из Пулкова. А их место в воздухе займут «„боинги“ и Ан-148».

На этот пикет сначала хотели заявить 200 человек, разрешили только сто, но и этого количества летчиков в итоге не собралось. Судя по всему, многие до сих пор не решаются открыто выступать против руководства компании. Поскольку еще точно неизвестно, сколько людей оставят и будут переучивать.

Виктор Кононенко, бортинженер Ту-154: «Я готов переучиваться, но это стоит больших денег. Государство вроде бы как выделило на переобучение, но до учебных центров средства так и не дошли».

Самые невезучие здесь — это штурманы и бортинженеры. Ни на Ан-148, ни на «боингах» для них места не предусмотрено. Михаил Марнасян почти 20 лет работал бортинженером в Новосибирске. Четыре года назад переехал сюда. Купил квартиру в ипотеку, теперь думает, что делать.

Михаил Марнасян, бортинженер: «Все это было скользко. Сначала шел разговор о том, что сокращение не будет стопроцентным. Мол, часть минимальную часть летного состава оставят. Какая-та надежда была. А 9 сентября нам конкретно вручили предписание о сокращении штата».

В музее Университета гражданской авиации среди экспонатов Ту-154 М не найти. Он еще вроде не ушел в историю. Так что в одном из классов даже остается приборная доска, по которой не так давно учили. Заслуженный пилот России Владимир Романенко — у него 15 тысяч часов налета на самых разных бортах — говорит, что российского самолета лучше, наверное, и не видел.

Владимир Романенко, заслуженный пилот России: «В свое время это был флагман гражданской авиации. И его последняя модификация Ту-154 М для своего времени был лучшим самолетом».

Процедурный тренажер Боинг-737. Его собрали прямо здесь, в университете. Но переучиться на нем полностью нельзя, нет подвижной платформы. Так что те, кто хочет стать пилотом, должен освоить всю теорию здесь, а потом выехать в Германию практиковаться. Стоимость обучения для экипажа — около 20 тысяч евро. И госзаказа здесь еще ни разу не получали.

Айвар Барабаш, директор центра летной подготовки Университета гражданской авиации: «В настоящее время мы еще не работали с госзаказом, хотя есть правительственная программа, направленная на снятие социальной напряженности при переходе с флота советского производства на импортные самолеты».

Все летчики сходятся на том, что Ту-154 — хороший самолет. Но керосина он переводит действительно почти в три раза больше, чем «боинг». Поэтому мотивы, которыми руководствуются в ГТК «Россия», меняя парк, вполне понятны.

Как ясно и то, почему молодых пилотов, знающих английский и умеющих управлять «боингом», предпочитают своим опытным пилотам. Но если Ту-154 могут улететь в историю, то со штурманами, бортинженерами и проводниками все не так просто.

Читайте также