В Лондоне открылась выставка, посвященная русской революции 1917 года

07.02.2017, 20:21

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

С сегодняшнего дня в лондонской Королевской академии искусств можно погрузиться в атмосферу советского государства на заре его становления: там открылась выставка, посвященная столетию октябрьской революции.

Англичане по старой памяти пугают детей рассказами о русской революции. Однако на выставке в Королевской академии художеств они не найдут ни одного революционного пугала. Революция — это красиво. Глобальная ломка и перестройка тысячелетнего патриархального уклада высвободила такие творческие силы, какие в спокойное время дремали бы, годные только на штамповку натюрмортов. На изломе времени, географии и общества появились Малевич, Татлин, Шагал, Родченко, Маяковский — все те имена, которые произвели параллельную Ленину революцию — в искусстве.

Наталья Муррэй, куратор выставки: «Англичане привыкли, что революция — это зло. Но здесь они видят удивительные ее проявления».

Большевикам революция удалась хуже, чем художникам. Ленин лежит в сияющем гробу, как будто мумифицированный в день похорон Петровым-Водкиным. Сталин Георгия Рублева — мягкий, сползающий с кресла человек с усами, с немыслимо длинной собакой, даже более длинной и избалованной, чем корги королевы Елизаветы. Художники увидели и запечатлели то, что не могли увидеть вожди — их старость, смерть, слабость, ошибки. Люди искусства верили в то, что творили, гораздо больше, чем революционеры.

На выставке воссоздали идеальное жилище рабочего по проекту Эль-Лисицкого — ни в музее, ни тем более в жизни оно не существовало никогда. На столе в этом доме стоял бы фарфор, женщины, возвращаясь с идеального текстильного завода, как на картине Александра Дейнеки, ничего бы не готовили и не стирали — и кухня, и прачечная, и детский сад были бы общие. Они ели бы из тарелок, расписанных Николаем Суетиным, и жили бы идеальной жизнью, которую видели только художники да Вера Павловна в своих снах.

На примере Летатлина, летательного аппарата художника Татлина, очевидно, насколько далеки были представление художников о революции и собственно революция. Синтез древнего ящера и новейшего самолета — это средство передвижения для рабочих на завод. В том удивительном будущем, которое видели только старые большевики и молодые художники, трудящийся человек находился в центре мироздания и парил.

Лондонская выставка вдохновлена ленинградской — в 1932-м эти работы плюс еще несколько сотен других были выставлены в Русском музее. В Англии такую выставку провести в 32-м году было бы невозможно — слишком притягательной кажется здесь революция, слишком опасной рекламой для ломки строя она была бы тогда. А сейчас, когда известна цена, которую заплатила Россия за этот величайший социальный эксперимент, работы художников не воспринимаются больше как опасные агитки, способные расшатать государственный строй. Это та идеальная жизнь, которую им, в отличие от Ленина, удалось построить.

Подробнее — в репортаже корреспондента НТВ Лизы Герсон.

Читайте также